Толкования на Притч. 8:30

Свт. Амвросий Медиоланский

тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время

См. Толкование на Притч. 8:27

Еп. Виссарион (Нечаев)

XII. Паримия на праздники Обрезания Господня 1-го января и Благовещения 25-го марта (Притч. 8:22–30). В сей паримии Божественная Премудрость изображает себя, как личное существо, бытие которого предвечно и предшествует началу бытия мира, и которое участвовало в творении мира.

Аз бех, о нейже радовашеся, на всяк же день веселяхся пред лицем Его на всяко время

Господь сотворил мир единственно по благости Своей, для того, чтобы иметь причастников Своего блаженства. Сам по себе Он не имел нужды в тварях; к полноте Его блаженства они ничего не могли прибавить, потому что источник блаженства в Нем Самом заключается. О человеке говорится, что ему радость не в радость, если не с кем ее разделить, счастие не счастие, если он одинок и не встречает сочувствия к себе с чьей-нибудь стороны. Но если для полноты блаженства нужно его разделять с кем-нибудь, то у Бога и до сотворения мира было с кем разделять его. Он един, но никогда не был одинок. Ибо Бог Отец вечно имел Единородного и Единосущного Сына, от вечности имел исшедшего от Него Св. Духа. От вечности жизнь Божества состояла в общении трех Лиц Божественных, и это общение было неиссякаемым источником блаженства для них. Этим удовлетворительно объясняются слова Божественной Ипостасной Премудрости: «Аз бех, о нейже радовашеся Господь», т.е. Я от века была предметом Его радости, на Мне от века почивало Его благоволение и любовь, Он «возлюбил Меня прежде сложения мира» (Ин. 17:24). Равно и Я Сама, продолжает Премудрость, «на всяк день веселяхся пред лицем Его на всяко время», т.е. как для Самого Бога Отца Я была радостию и веселием, так и Я непрерывно радовалась, наслаждаясь приискренним общением с Ним.

Рассмотренная паримия читается в праздник Обрезания Господня затем, чтобы видно было для всякого, что приявший обрезание осьмидневный Младенец Господь Иисус есть предвечно от Отца рожденный Сын Божий, что осьмидневный по Матери, Он безначален по Отцу, что, вступив в завет с Богом посредством обрезания, Он предвечно имел по Своему Божеству общение с Ним, как Единородный Его Сын. С этою же целию – утвердить в нас мысль о безначальности Христа по Божеству, хотя по человечеству Он приял начало от земной Матери, та же паримия читается в праздник Благовещения, – в праздник зачатия Христова по плоти от Приснодевы Марии. Но для чего в оба праздника проводится эта мысль? Для того, чтобы мы научились благоговейно чтить и вседушевно любить Того, Кто из любви к нам, будучи Богом, уничижил Себя до восприятия нашего естества, Кто, будучи безначальным, нас ради человек и нашего ради спасения сделался младенцем.

Толкование паремии из книги Притчей

Аврелий Пруденций

тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время

См. Толкование на Притч. 8:27 Господь сотвори страны и ненаселенные, и концы (окраины) населенные подн

Лопухин А.П.

тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время

См. Толкование на Притч. 8:22