Толкования на Притч. 9:1

Свт. Иоанн Златоуст

Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его

Премудрость - Сын Божий, сделавшийся человеком. Он приготовил Себе дом - плоть от Девы. Семь столбов - Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия (Ис 11:2), дух страха Божия, говорит Исаия. Или, дом - Церковь, а столпы - апостолы. Или говорит о мудром муже, потому что он тверд, имеет нужное для себя и не нуждается в чем-либо. Дом премудрости - Церковь, столпы - почитаемые столпами в Церкви.

На Притчи Соломона.

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 1-2 Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу

Также не отступя от подобающего образа, мы можем представить столбы неба и как сами церкви, которые, будучи многими, одну всеобщую [Церковь] распространяют по всей окружности земель. Потому и апостол Иоанн писал семи церквам, что Духом предназначено быть одной всеобщей [Церкви], исполненной семиобразной благодатью. И известно нам, что от Господа говорил Соломон: Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его (Притч 9:1). Чтобы сделать понятным, что он говорит о седмице церквей, он следом приобщает самые таинства, утверждая: заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу (Притч 9:2).

Нравственные размышления на Книгу Иова.

Свт. Лев Великий

Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его

Мы суть Его плоть - плоть, происшедшая от утробы Девы. Если бы Его плоть не была такой же, как у нас, то есть не была бы истинно человеческой, Слово не обитало бы среди нас. Он истинно обитал с нами (Ин 1:14), ибо Он соделал природу нашего тела своей собственной. Премудрость построила себе дом (Притч 9:1) не из чего-либо, но из нашей собственной сущности. То, что Он воспринял ее, видно из сказанного: Слово стало плотию, и обитало с нами (Ин 1:14)

Проповеди.

Свт. Феофан Затворник

«Премудрость, Бог-Слово, построила себе дом, св. Церковь, и в нем «приготовила… трапезу», – слово Божие и св. таинства, особенно же таинство Тела и Крови. И «послала слуг своих», св. апостолов и их преемников, звать всех к себе на вечерю.

Много уже созвано, но и еще продолжается звание, да наполнится весь дом. И вечеряние идет безостановочно. Слава Господу, столько к нам милосердому! Пойдемте же все! Войдем внутрь, никто не оставайся за дверью. В эти дни поста особенно усилено звание и обильно вечеряние. Но тем непростительнее лишиться вечери. Заруби всякий на памяти своей следующие слова Премудрости: «согрешающий против Меня наносит вред душе своей» (Прит.8:36), и пожалей себя.

Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия.

Сщмч. Киприан Карфагенский

Ст. 1-2 Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу

Также через Соломона Дух Святой предначертал образ жертвоприношения Господня, указав не только на закланную жертву, на хлеб и вино, но и на жертвенник и апостолов. Премудрость, - говорит, - построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу (Притч 9:1-2). <…> Говорится о вине растворенном, то есть пророчески предвозвещается о чаше Господней, растворенной водою и вином.

Письма.

Сщмч. Ипполит Римский

Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его

Он имеет в виду Новый Иерусалим, или святую плоть. Под семью столбами он подразумевает семикратное единение со Святым Духом, почивающим на ней…

Что есть Премудрость, что построила себе дом? Христос - премудрость и сила Бога и Отца, [воздвиг Себе дом -] собственную плоть. Ибо Слово стало плотию, и обитало с нами (Ин 1:14). Вытесала семь столбов (Притч 9:1). [То есть,] седмицу Святого Духа, как говорил Исаия: «И почиет на нем седмица духов Божиих» (Ис. 11:2).

На Притчи Соломона.

Блж. Августин

Ст. 1-2 Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу

И скудоумному премудрость сказала: идите, ешьте хлеб мой, и пейте вино, мною растворенное (Притч 9:5). В этих словах мы действительно узнаем Божию Премудрость, то есть совечное Отцу Слово, создавшее Себе в девственном чреве дом - тело человеческое, и к этому телу, как члены к главе, присоединившее Церковь, заклавшее жертвы мучеников, приготовившее трапезу из вина и хлебов, в которых проявилось и священство по чину Мельхиседека, призвавшее безумных и бедных смыслом.

О Граде Божьем.

Блж. Феодорит Кирский

Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его

Мы говорим поэтому, что, когда он сказал в его предыдущей речи, что премудрость построила себе дом (Притч 9:1), он говорит загадочно о созидании плоти Господа. Ибо истинная Мудрость не может жить в каком-то ином строении, но строит дом себе в плоти Девы.

Эранист.

Беда Достопочтенный

Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его

Поскольку о вечности божества Христа сказано достаточно, Соломон прибавляет об усвояемом [Им] человечестве. Итак, Премудрость построила себе дом, потому что Сын Божий человека, которого в единство Своего лица принял, Сам сотворил. Вытесала семь столбов. Она семивидной благодатью Духа воздвигнула в мире церкви, которые дом ее, то есть таинство воплощения ее, держат, как бы подпирая, чтобы злобой неверных не упразднилось воспоминание верой, поклонением и проповедью. И конечно, дом Премудрости - это Церковь Христа, столбы - учителя святой Церкви, исполненные семивидным Духом, такие как Иаков, Кифа и Иоанн. Премудрость вытесала эти семь столбов, без сомнения, потому что воздвигла умы проповедников, удаляя от любви к веку сему ради попечения об устроении этой Церкви.

На Притчи Соломона.

Лопухин А.П.

Ст. 1-3 Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских

Если в гл. VIII говорилось об участии Премудрости в деле миротворения и промышления Божия (ст. 27-31), и люди вообще призывались к послушанию Премудрости, то здесь в гл. IX говорится - под образом основанного Премудростью дома (ст. 1) - об устроении Ипостасной Премудростью Царства Божия или Церкви среди людей для их духовного питания, просвещения и освящения, и все люди нарочито приглашаются в этот дом Премудрости на приготовленную Ею трапезу. Премудрость божественная - эта великая художница или строительница (Притч VIII:30) с момента начала миротворения, - в исторические времена основала на земле великий дом Свой (там же ст. 34), который, конечно, вместе есть дом Божий (Пс LXXXIII:11). Дом Премудрости Божией есть, очевидно, Царство Божие или Церковь, основание которой Божественным Домостроительством было положено еще в раю; это Царство Божие, затем во многообразии священных библейских событий и лиц, теократических установлений и учреждений, под руководством Закона и пророков, раскрывалось в течение всего Ветхого Завета вплоть до явления Христа Спасителя, когда оно сменилось новозаветной Церковью или новозаветным Царством Божием (1 Тим III:15; Евр III:6; Откр III:12). Дом премудрости основан на семи столбах (ст. 1), т. е. согласно общему библейскому значению числа 7 в смысле полноты, законченности, совершенства (Быт IV:24; Пс XI:7; Мф XVIII:21-22). Царство Божие или Церковь Премудростью Божией снабжена многоразличными дарами и дарованиями - всем, что нужно для ее благоустройства, процветания и славы. Толкование числа семи столбов в точном значении дало большею частью неудачные опыты, таково древне-иудейское толкование - в смысле 7 небес, с которых сошла Тора и дарована людям (Midr. S. 25), еще менее в смысле 7 свободных искусств (Heidenheim) или 7 первых глав книги Притчей (Hitzig), наконец, 7 свойств вышней мудрости по исчислению Иакова (Иак III:17). Заслуживает лишь внимания христианско-церковное толкование семи столбов в смысле семи даров Св. Духа (Ис XI:2-3, сн. Откр I:4, 12; III:1; IV:5), затем - семь таинств и под.

Блага царства Божия, основанного Премудростью, изображаются здесь (ст. 2) под образом приготовленной Ею трапезы мяса мирной жертвы (евр.: тебах, LXX: θύματα, Vulg.: victimas) и растворенного - водой или пряностями - вина (ср. Ис V:22; Притч XXIII:30), как и в Евангелии Господь изображал блага Царства Божия на земле и Царства Небесного под образом трапезы (Мф XXII:1; сл. Лк XIV:16; сл. XXII:30). Частнее, при свете Нового Завета, под этой трапезой Премудрости, можно разуметь Евхаристию или таинство тела и крови Христовой. К этой Божественной трапезе Премудрость призывает людей через посланных Ею рабов (ст. 3), как и в евангельских притчах о званных на царскую вечерю гости приглашаются через рабов царских (Мф XXII, сл. ; Лк XIV:16 сл.). Под этими рабами-глашатаями надо разуметь всех когда-либо посланных Богом и Его Премудростью - проповедников истины Божией для созидания среди людей Божественной теократии, в Ветхом Завете - пророков, в Новом Завете - апостолов (Ис LII:7; Рим X:15-18).