Толкования на Притч. 11:1

Свт. Амвросий Медиоланский

Неверные весы - мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему

Да взвешивает всякий речи свои без хитрости и обмана. Неверные весы - мерзость пред Господом (Притч. 11:1). Я говорю не о тех весах, которыми взвешивают чужие деньги и которые сделаны из дешевого фальшивого металла - но прокляты пред Богом те весы слов, которые добавляют притворную тяжесть фальшивой весомости и прибавляют хитрость ко лжи. Но более всего судит Бог того, кто обманывает ближнего своего обетованиями доброжелательности, а затем порабощает его, опутав долгами хитрой неправедности, - того, кто не получает от этого никакой пользы. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, душу же свою лишит награды жизни вечной?

Письма.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XVI. Паримия в пятницу третьей седмицы Великого поста (Притч. 10:31–32, 11: 1–12). В сей паримии проводится сравнение, в разнообразных отношениях, праведных и нечестивых. Читается также в праздник Обезания Господня и в дни памяти святителей и преподобных или в цельном виде, или с опущением некоторых стихов.

Мерила (весы) льстивые (неверные) мерзость пред Господем, вес же праведный (правдивый) приятен Ему

В сей притче содержится напоминание торговым людям о честном ведении торговых дел, о том, чтобы они не обвешивали покупателей. Не всякий покупатель заметит, что его обманывают фальшивыми весами. Но чего не усмотрит человек, то открыто пред очами Всеведущего и Праведного Бога. Он благоволит к честным торговцам и благословляет их дела, но мерзок, отвратителен пред Ним обман при продаже вещей, особенно если жертвою этого обмана оказывается бедняк. Обманщики в таком случае являются грабителями его.

Толкование паремии из книги Притчей

Лопухин А.П.

Ст. 1-11 Неверные весы - мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему. Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными - мудрость. Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их. Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти. Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего. Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим. Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает. Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый. Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются. При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество. Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается

Предостережение от применения неправильных весов и увещание к добросовестности в этом отношении (ст. 1, сн. 20:10), составляет повторение постановления закона (Втор. 25:13-16); нередкое повторение этого правила требовалось частыми случаями его нарушения особенно в торговле (Сир. 26:27). Премудрый подкрепляет наставление свое мыслью о Всеведущем и Всеправедном Боге. О пагубности гордости (ст. 2) Премудрый говорит неоднократно (см. 16:18; 18:13), равно как и о благе противоположной добродетели - смирения (сн. 3:34), которое, по контексту данного места (ст. 2), есть вместе и мудрость и прославление. LXX делают здесь прибавку, - по-славянски: умираяй праведник остави раскаяние, удобна же бывает и посмеятельна нечестивых погибель, - выражающую ту мысль, что противоположное нравственное настроение праведного и нечестивого при жизни сопровождается или имеет следствием различный до противоположности характер самой смерти и посмертной памяти того и другого. Ст. 3 продолжает мысль ст. 2 о превосходстве прямодушия праведности пред коварством злобы - даже для одного внешнего благополучия человека. Ст. 4 усиливает мысль ст. 2 гл. Х-ой: не только богатство, собранное неправыми путями и средствами (10:2), но и вообще всякое богатство не принесет пользы нечестивому, спасение заключается лишь в правде, праведности, - спасение именно «в день гнева», т. е. Божественного гнева и суда Божия (ср. Иез. 7:19; Соф. 1:18; Сир. 5:10). Ст. 5-6 совершенно параллельны как между собой, так и со ст. 3 (ср. также 10:3; Прем.5:15), выражая противоположность жизненного жребия праведного и нечестивого, соответствующую противоположной нравственной настроенности того и другого. Из особенностей духовного настроения праведного и нечестивого объясняется, по ст. 7-8, противоположная судьба того и другого, как при жизни, так и по смерти: праведник, выше всего ценящий благо общения с Богом, переходя в загробную жизнь, в этом самом убеждении своем имеет крепкую и благую надежду на милосердие Господа (ср. 10:28); напротив, нечестивый, при жизни всею душой преданный земным благам и пренебрегавший благом общения с Богом, умирая, лишается благ земных, к которым страстно был привязан душой (Пс. 48:18), уразумевает, наконец, истинную цену благ духовных, и в этом позднем сознании - заключается для него источник новых мучений. Прижизненное спасение праведника от скорби, которая вместо него постигает нечестивого (ст. 8), - примеры часто бывали в библейской истории (по книге Есфирь, гибель, ожидавшая иудеев в Мардохее, в действительности постигла язычников и Амана гл. VII-IX; по кн. пророка Даниила, нечестивые клеветники этого пророка погибли вместо него, Дан. 6:24), - составляло скорее благочестивое теократическое верование избранного народа Божия (ср. Ис. 43:3), чем факт опыта, который (опыт) всегда даст гораздо более примеров противоположного свойства. На почве этого выражения могло создаваться убеждение, что общественное мнение всегда сорадуется счастью праведника и радуется гибели нечестивого (ст. 10-11, ср. Есф. 8:15; 3:15), хотя действительность, конечно, предоставляет немало явлений и обратных тому. Во всяком случае, присутствие в городе людей праведных есть залог благополучия и общества (ср. Быт. 18:24 сл.).