Толкования на Притч. 11:5

Свт. Климент Александрийский

Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего

Итак, многократно испрашиваемое прощение за совершенные грехи не есть раскаяние вовсе, но только его видимость. Правда непорочного уравнивает путь его (Притч 11:5), поучает нас Писание. И опять: правота незлобивого выпрямляет путь его.

Строматы.

Свт. Феофан Затворник

Нечестивый падет от нечестия своего

Нечестие это неправильное отношение к Богу или полное богозабвение, к которому принадлежит и неверие в бытие Бога и Его промышление о тварях. Иные души, будучи теснимы напором подобных нечестивых мыслей, желая, однако, являть из себя исправные личности, решают так: буду правдив, честен и гуманен, не занимая себя тем, есть ли кто выше меня, назирающий, обязывающий и имеющий потребовать отчета. И что же? Не бывает на них благословения Божия, которого не взыскивают, и дело их не спеется. Совесть каждодневно напоминает им о делах или неправды, или нечестности, или негуманности. Только пред людьми успевают они являть себя праведными в оправдание свое, где нужно отгрызаясь и кривотолкуя факты. Кто же добросовестен внутри, тому нечем себя оправдать. Невнимательные к себе пропускают мимо и этот внутренний разлад: внимательные же управляются с этим кое-как. О, когда бы кто-либо из них добросовестно взглянул на этот разлад и разобрал, откуда он и как его уладить! Он уладил бы потом и сам себя, и других позаботился бы направить на добрый лад.

Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XVI. Паримия в пятницу третьей седмицы Великого поста (Притч. 10:31–32, 11: 1–12). В сей паримии проводится сравнение, в разнообразных отношениях, праведных и нечестивых. Читается также в праздник Обезания Господня и в дни памяти святителей и преподобных или в цельном виде, или с опущением некоторых стихов.

Правда непорочного исправляет (уравнивает) пути, нечестие же впадает в неправду

Идет речь о причинах успехов и неудач в делах и предприятиях житейских. Успехом благословляются люди непорочные, ведущие неукоризненную жизнь: их пути уравнивает правда. В своих действиях они строго следуют правилам справедливости и добросовестности, и потому эти действия благоуспешны. Не таковы пути нечестия: нечестивый, Бога не боящийся, впадает в неправду, поступает законопреступно в своих житейских делах и предприятиях, и потому путь его неровен; он на каждом шагу встречает препятствия к достижению своих целей, или со стороны тех, насчет которых он думает разжиться, или со стороны закона и власти.

Толкование паремии из книги Притчей

Лопухин А.П.

Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего

См. Толкование на Притч. 11:1