Толкования на Притч. 11:10

Еп. Виссарион (Нечаев)

XVI. Паримия в пятницу третьей седмицы Великого поста (Притч. 10:31–32, 11: 1–12). В сей паримии проводится сравнение, в разнообразных отношениях, праведных и нечестивых. Читается также в праздник Обезания Господня и в дни памяти святителей и преподобных или в цельном виде, или с опущением некоторых стихов.

Во благих (при благосостоянии) праведных исправится (благоустрояется) град, и в (при) погибели нечестивых (бывает) радование

По закону восполнения одного полустишия другим, мысль стиха требует такого изложения: хорошо живется гражданам, если в среде их наслаждаются благосостоянием люди праведные. Их благосостояние благотворно для всего общества, потому что они не злоупотребляют своим счастливым положением, а пользуются им ко благу граждан: благоденствующие праведники чужды самолюбия и своекорыстия, – они помогают согражданам своими избытками, защитою от обид, вообще участием в их нуждах, и потому все благословляют их и желают им всякого добра; а упадок их благосостояния, также кончина их, вызывают общее сожаление о них, как о благодетелях. Напротив, о погибели нечестивых, о их обнищании и смерти никто не будет жалеть, скорее же все будут рады этому, потому что никто не видел от них добра. Кто Бога не боится, тот не может быть хорош и в отношении к ближним. От него ничего не жди, кроме обид и притеснений.

Толкование паремии из книги Притчей

Лопухин А.П.

При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество

См. Толкование на Притч. 11:1