Толкования на Притч. 11:12

Еп. Виссарион (Нечаев)

XVI. Паримия в пятницу третьей седмицы Великого поста (Притч. 10:31–32, 11: 1–12). В сей паримии проводится сравнение, в разнообразных отношениях, праведных и нечестивых. Читается также в праздник Обезания Господня и в дни памяти святителей и преподобных или в цельном виде, или с опущением некоторых стихов.

Ругается (насмехается) гражданом лишенный разума (скудоумный), муж же мудр безмолвие водит (молчит)

Насмехаться над ближними, глумиться над их недостатками, физическими и нравственными, свойственно людям глупым и вместе гордым. Горделивое сознание своего превосходства пред теми, кто подвергается осмеянию, так ослепляет насмешников, что они не замечают собственных недостатков и опасности навлечь на себя ненависть и презрение со стороны осмеиваемых ими. Поистине скудоумны! Истинно умный человек отличается смирением. По смирению он молчит, т.е. никогда не позволяет себе глумиться над ближними, относится к ним снисходительно, и когда над ним самим глумятся, терпеливо переносит обиду, не отвечает безумному по безумию его, чтобы не быть таким же безумным.

Рассмотренная паримия, читаемая в пятницу 3-й седмицы Великого поста, читается также в дни памяти святителей и преподобных или в цельном виде, или с опущением некоторых стихов, – вероятно по применению к тем и другим слов, сказанных в сей паримии (гл. XI, ст. 7) о блаженной участи праведных по смерти: «скончавшуся мужу праведну не погибнет надежда». Церковь осуществление этой надежды, – надежды на блаженное общение с Богом в вечности, – видит в тех, в дни празднования которых читается рассматриваемая паримия.

Толкование паремии из книги Притчей

Лопухин А.П.

Ст. 12-15 Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит. Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело. При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует. Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит ручательство, тот безопасен

Следует ряд изречений разнородного содержания, частью в отношении к личной нравственной жизни человека, (ст. 12-13), частью в связи с общественными (ст. 15) и государственными (ст. 14) отношениями. Именно, осуждается как горделивое, презрительное отношение к ближнему, обыкновенно служащее признаком глупости гордого (ст. 12а ср. 14:21), так и легкомысленное отношение к чести и доброму имени ближнего, выражающееся в распространении слухов и речей, служащих к его опорочению (ст. 13а, ср. Лев.19:16; Иер. 9:3); похваляется, напротив, скромность, молчаливость (12б) и верность в хранении вверенной тайны (13б, ср. Сир. 19:10; 27:16-21). В отношении народного управления одобряется присутствие при царе многих советников (ст. 14, сн. 15:22; 24:6), разумеется, если они - люди глубокого ума и доброй совести. В ст. 15 повторяется, данное уже в Притч. 6:1 предостережение против необдуманного поручительства, и одобряется житейская осторожность в этом отношении.