Толкования на Притч. 21:1

Свт. Василий Великий

Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его

Если же сердце царя - в руке Господа (Притч 21:1), то царь спасается не силою оружия, но Божиим руководством. Ибо в руке Божьей не всякий, но достойный имени царя.

Гомилии на Псалмы.

Свт. Афанасий Великий

Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его

Царю боголюбивому прилично предпочитать всему любоведение и вожделевать небеснаго; ибо в таком случае подлинно будет сердце в руке Господа (Притч 21:1). Итак, поскольку благочестие твое пожелало от нас узнать о вере вселенской Церкви, то, возблагодарив за это Господа, вознамерились мы паче всего напомнить твоему благочестию веру, исповеданную отцами в Никее.

Письмо императору Иовиану.

Свт. Амвросий Медиоланский

Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его

И ты вручи душу свою в руки Господа. И не только тогда, когда она покинет тело, но и тогда, когда она находится в теле, она в руках Господа, ибо ты не ведаешь, откуда пришла она и куда идет. Она и в тебе, и с Богом. Сердце царя - в руке Господа (Притч 21:1), и Им правится и руководится. Я говорю не о той силе, которая в руках, но о той, которая в благоразумии, умеренности, благочестии и праведности. Если сердце человека - в руке Бога, то тем более - душа.

О благе смерти.

Сщмч. Ириней Лионский

Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его

Как [дьявол] вначале солгал, так лгал и в конце, говоря: «Все это предано мне и кому хочу даю». Но не он определил царство века сего, а Бог, ибо сердце царя - в руке Господа (Притч 21:1). И чрез Соломона Слово говорит: Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли (Притч 8:15-16).

Против ересей.

Блж. Иероним Стридонский

Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его

Впрочем, Бог позволяет и нам быть царями земли, чтобы мы царствовали над землею и повелевали своей собственной плотью. Как и говорит апостол: да не царствует грех в смертном вашем теле (Рим 6:12), - и в другом месте написано: Сердце царя в руке Господа. Было ли сердце Юлиана-преследователя в руке Божией? Сердце Саула в руке Божией? Сердце Ахава в руке Божией? Сердца всех нечестивых царей иудейских в руке Божией? Ты видишь, что о буквальном понимании здесь не может и речи идти. Таким образом, цари здесь - это святые, это их сердце в руке Господа. И будем молить Бога о том, чтобы быть царями и править своей плотью, чтобы она повиновалась нам. Как и говорит апостол: Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1 Кор 9:27). Да приказывает душа наша, и да повинуется тело, и тотчас войдет Христос и будет жить в нас.

Трактат на Псалмы.


Написано: Сердце царя - в руке Господа (Притч 21:1). Так неужели сердце нечестивейшего Юлиана было в руке Божьей? Никоим образом. Или Нерона, Максимиана и Деция, которые гнали христиан? Конечно, нет. Но говорит он о тех, которые управляют грехом, потому что в руке Божьей сердце тех, которые побеждают пороки и страсти души, и управляют грехом…

А сердце гонителей - Юлиана, Нерона и Деция? Нет, сердце царя - в руке Господа (Притч 21:1), - царя, который управляет своим телом, подчиняет свое тело и заставляет служить себе, чтобы, проповедуя другим, сам не мог отклониться. Это такие цари, о которых сказала Премудрость в Книге Притчей: «Он дает царство царям».

Гомилии на Псалмы.

Тертуллиан

Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его

А кроме того, такова воля Господа: взгляни на положение дел в царствах - и особенно, в империях, - установленное Богом, в руке Которого пребывает сердце каждого правителя. Какие изо дня в день поступают средства от регистрации собственности, налогов, пошлин и пожертвований для увеличения дохода государства! Но никогда вплоть до настоящего времени не возникло идеи взыскивать что-нибудь похожее на откуп ни с отдельных христиан, ни со всей церковной организации, хотя доход от такого множества людей мог бы быть получен значительный. Кровью мы куплены, кровью за нас заплачено, и ни сестерция с головы мы платить не должны, ведь наша глава - Христос. Не подобает, чтобы Помазанник стоил нам денег. Да и каким образом могли бы возникнуть мученики во славу Господа, если бы за свободу церковной организации мы платили подати? Таким образом, тот, кто себе свободу выторговывает за деньги, противится Божьему промыслу.

О бегстве во время гонений.


Да приидет Царствие Твое - относится к тому же, что и да будет воля Твоя (Мф 6:10, Лк 11:2), то есть к нам. Ибо когда же Тот не был Царем, в руке Которого сердце всех царей? Но чего бы мы себе ни желали, к Нему обращаем наше чаяние и Ему приписываем то, чего от Него ожидаем. <…> [Да придет Царство Твое] - чаяние христиан, смятение язычников, ликование ангелов, ради которого мы страдаем, - нет, лучше сказать: за которое мы молимся.

О молитве.

Лопухин А.П.

Ст. 1-3 Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его. Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца. Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва

Образ «потоков (или каналов) вод» (ст. 1) заимствован из обычая Египта, Сирии, Палестины, Халдеи - удобрять землю для хлебов, фруктов и овощей посредством искусственного полеорошения - посредством орошения небольших каналов в садах, огородах и на полях. Мысль сравнения та, что, подобно тому, как каналы эти всецело в направлении своем зависят от усмотрения устроителя их, так и сердце царя в его мероприятиях на пользу народа не предоставлено собственному произволу, но получает внушения от Премудрого Мироправителя Бога. Вместе с тем, упоминание о потоке вод дает мысль о благотворности царской власти (ср. Пс I:3; Ис XXXII:2), - мысль вполне согласующаяся с идеальным понятием о ней у Премудрого (ср. XX:2, 8, 28 и др.). Ст. 2 сн. XVI:2, 25). Мысль ст. 3 о предпочтительности пред Богом дел правды и правосудия пред жертвоприношениями (сн. XV:8) обща учительным книгам (см. напр., Пс XLIX:7 сл.) с пророческими (Мих VI:6-8, Ис I:11 сл. сн. 1 Цар XV:22) и составляет предвестие учения Спасителя, что «вящшая закона - суд, милость и вера» - (Мф XXIII:23).