Толкования на Притч. 25:21

Свт. Кесарий Арелатский

Ст. 21-22 Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе

Равным образом, и через Соломона говорит Дух Святой: Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою (Притч 25:21). Ибо, делая это, собираешь ты угли горящие на голову его (Притч 25:22). В этом месте с величайшим прилежанием следует беречься, чтобы лекарства наши случайно не обратились ранами от того, что мы понимаем слова эти неверно. Ведь имеют обыкновение некоторые это предписание понимать так, словно бы им можно утолить гнев, и говорят они себе так: «Вот, хлебом кормлю врага моего, чтобы огнем вечным горел он». Да убережет Бог души наши от такого понимания! Как должно место это толковать, древние и святые отцы определили по откровению Духа Святого. Сказано: Если голоден враг твой, накорми его хлебом, и далее, и делая это, ты собираешь горящие угли на голову его (Притч 25:21-22). Под «головой» у человека разумеется здравый смысл, и когда таковой сделается слабым, отступая под жаром любви, необходимо, чтобы здравый смысл осознал, что именно мешает спасению, и что для того, кому он мог бы стать другом, врагом сделался. Для излечения столь безумного человека Дух Святой вразумил людей святых и вознесенных в огне любви, говоря: …ты собираешь горящие угли на голову его (Притч 25:22).

Проповеди.

Прп. Исидор Пелусиот

Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою

См. Толкование на Рим. 12:20

Прп. Максим Исповедник

Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою

См. Толкование на Рим. 12:20

Блаж. Августин

Ст. 21-22 Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе

Что милостыню должно раздавать всем, очевиднейшим образом учит апостол Павел, когда говорит: Итак, доколе есть время, непрестанно будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал 6:10). Откуда явствует, что предпочтение в этом следует отдавать праведным. Ибо кого еще мы подразумеваем под своими по вере, когда в других местах прямо указано: Праведник живет верой (Авв 2:4). Однако же, не следует затворять свои сердца к другим людям, и даже грешникам, пусть и обуреваемы они злобой против нас; ведь сам наш Спаситель говорил и увещевал: Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас (Лк 6:27). Не умалчивают об этом и книги Ветхого Завета. Ибо там можно прочитать: Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою (Притч 25:21), и также в Новом Завете эти слова употреблены апостолом.

Проповеди.


По-видимому, здесь предписывается нечто неестественное и даже ужасное; поэтому это - фигура речи, указывающая, что мы участвуем в Господних страданиях и храним с благодарностью воспоминание о том, что Его плоть была распята и изранена за нас. Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою (Притч 25:21). Несомненно, что здесь предписывается благотворительность по отношению к ближнему, но в последующих словах: ибо, [делая это], ты собираешь горящие угли на голову его (Притч 25:22), внушается, по- видимому, желание зла ближнему. Итак, не сомневайся, что последние слова сказаны фигурально, и, хотя можно изъяснять их двояко - то есть и ко вреду, и к пользе ближнего, - любовь должна заставить тебя отнести их к благотворительности, то есть под огненным углем ты должен понимать не что иное, как жгучие стоны раскаяния, что он сделался врагом человеку, который помогает ему в бедности его.

Об учении христианском.

Лопухин А.П.

Ст. 21-22 Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе

Увещание благотворить нуждающемуся врагу есть развитие мысли законодателя Исх XXIII:4-5, в несколько сокращенной форме оно приводится и у Апостола (Рим XII:20; сн. Мф XXV:35).