Толкования на Притч. 26:4

Свт. Амвросий Медиоланский

Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему

Благо бегство твое, если не отвечаешь ты неразумному по неразумию его. Благо бегство твое, если шаг стоп твоих далече отстоит от уст неразумных. Ибо с дурными вождями легко заблудиться; но если хочешь, чтобы благо бегство твое было, да будут пути твои далече от речей их.

О бегстве от мира.


Итак, Давид не всегда молчал, не беспрерывно и не для всех, но только по временам: он не отвечал озлобляющему его и вызывающему [на беззаконие] грешнику, как об этом он говорит в другом месте, что говорящих суетное и замышляющих коварство он, будто глухой, не слышал, и как немой, не открывал в ответ уст своих. Потому на это тебе разъяснено: Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему (Притч 26:4). Итак, первой обязанностью является соблюдение меры в речах. Через это воздается Богу жертва хвалы, через это проявляется благоговение, когда бывает чтение святого Писания, через это и оказывается почет родителям.

…Я знаю, что многие говорят потому, что не умеют молчать. Редко кто молчит, хотя разглагольствование его и не принесет ему пользы. Мудрый же перед выступлением с речью много думает о том, что он будет говорить кому, где и в какое время. Итак, и в молчании, и в слове должна соблюдаться известная мера; даже в делах, и там есть своя мера. Таким образом, в обязанностях похвально держаться меры.

Об обязанностях священнослужителей.

Прп. Нил Синайский

Ст. 4-5 Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих

«Не отвещай безумному, – говорит Соломон, – по безумию его, да не подобен ему будеши, но отвещай безумному по безумию его, да не явится мудр у себе» (Притч. 26:4-5). Ибо кто соглашается с безумным и одобряет его, когда говорит он противное законам Божьим и вызывает на грех, тот отвечает по безумию безумного и уподобляется ему. Но кто воспротивился говорящему худо и не соглашается одобрить сквернослова, о том говорится, что не отвечает он по безумию его, то есть оказывается доблестным, увенчанным победителем безумия его, употребив в дело колчан истины и небесной мудрости против безумия и суетного самомнения лукавого софиста».

Письма на разные темы. Евлампию.

Сщмч. Киприан Карфагенский

Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему

Брань твою, Деметриан, и часто изрыгаемые из святотатственных уст твои нечестивые хулы на Бога, Который есть один и истинный, я презирал, почитая более приличным и лучшим отклонить молчанием невежество заблуждающегося, чем, отвечая безумному, вызывать наглость. И делал я это не без повеления Божественного. В Писании сказано: В уши глупого ничего не говори, чтобы он не насмеялся над разумными словами твоими (Притч 23:9; LXX). И еще: Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему (Притч 26:4).

Письмо к Деметриану.

Лопухин А.П.

Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему

См. Толкование на Притч. 26:1