Толкования на Притч. 28:13

Блаж. Иероним Стридонский

Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован

Исповедание и красота пред Ним (Пс 95:6; LXX), ибо кто исповедует грехи свои перед Богом и скажет: …смердят, гноятся раны мои от безумия моего (Пс 37:6), - у того исповедание и исправление заменяет зловоние ран красотою здравия. Но скрывающий свои преступления не будет иметь успеха (Притч 28:13).

Письма.

Иаков Афраат

Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован

Я обращаюсь к вам, кающиеся. Не лишайте себя сего средства врачевания [т. е. исповеди], которое было дано вам. Ибо сказано в Писании: …кто исповедует грехи свои и оставляет их, к тому Бог милосерден (Притч 28:13). Посмотри на сына, который расточил богатство свое; когда он вернулся к отцу, тот принял его с радостью, и заколол для него откормленного теленка, и обнял сына своего, и целовал его, говоря: сын мой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк 15:24). И не попрекал его отец богатством, которое тот расточил.

Тахвиты.

Лопухин А.П.

Ст. 13-18 Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован. Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду. Как рыкающий лев и голодный медведь, так нечестивый властелин над бедным народом. Неразумный правитель много делает притеснений, а ненавидящий корысть продолжит дни. Человек, виновный в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его. Кто ходит непорочно, тот будет невредим; а ходящий кривыми путями упадет на одном из них

В ст. 13 высказывается та, общая Ветхому и Новому Завету (Пс XXXI:5; I Ин I:9) истина, что свободное чистосердечное исповедание человеком своих грехов приносит ему прощение грехов от Бога, тогда как упорное сокрытие человеком грехов своих или непризнание их такими ведет лишь к осуждению. Ст. 14 высказывает в качестве побуждения к покаянию и исповеданию грехов пред Богом - страх и благоговение пред Богом, боязнь прогневить Его правосудие нарушением Его воли. Ст. 15-16, как и ст. 2-3, говорит об отрицательном и положительном типах носителей власти; очевидно, что здесь уже не идеальная точка зрения на царскую власть, а заимствованная из наблюдений опыта. Ст. 17-18 говорят о нечистой запятнанной и чистой, непорочной совести, и о различных путях и судьбах той и другой.