Толкования на Притч. 30:20

Прп. Исидор Пелусиот

Таков путь жены блудницы: яже егда сотворит, и измывшися, ничтоже, рече, содеях нелепо

Что значит: таков путь жены блудницы, и т.д.?

С предшествующим весьма согласно и остальное, что составит самую тесную связь со сказанным. Таков путь жены блудницы, а за сим следует: яже егда сотворит, измывшися, ничто же, рече, содеях нелепо. То есть, как пред сим сказанное не явно, частью потому, что сего не было, частью потому, что оно видимо только Богу, так и грехи нового народа очищаемы будут банею Крещения, которое Соломон называет совершенным измовением загрубелости и уничтожением ее следов. И принимая его верою, Христова Церковь убеждена, что ничто же содея нелепо, приобретя сею банею отпущение прежнего. А что блудницею Господь называет всякую душу, неверующую и противящуюся заповедям Его, это найдешь во многих местах слова Божия, например: соблудила есть с каменем и с древом (Иер.3:9); и еще: род лукав и прелюбодей знамения ищет (Мф.12:39).

Письма. Книга I.

Ориген

Таков путь и жены прелюбодейной; поела и обтерла рот свой, и говорит: «я ничего худого не сделала»

Надлежит мне описать двух согрешивших грехом этого рода - нечестивым нечистым блудом, и среди этих двух блудников один не сокрушался, не огорчался, не был уязвлен, но испытывал то, что говорится в Книге Притчей о блуднице, которая, когда совершила [блуд], обтерла рот свой, и говорит: «я ничего худого не сделала» (Притч 30:20). И я обращаю твое внимание на другого, которому стало после согрешения невыносимо, и укорял он свою совесть, и испытывал муки сердца, и не мог он пить и есть, не из-за осуждения постился, но по покаянной скорби. Надлежит мне описать такого, кто весь день ходил в помрачении и в муках, кричал от терзания сердца его, созерцал воочию свой грех, изобличенный во всем, что было прежде. И заметь, что он не один день и ночь, но многое время себя наказывал. Кому же из двух ты отдашь предпочтение? Кто, по твоим словам, имеет надежду перед Богом? Тот ли, кто блудил и не задумывался, но дошел до бесчувствия, равно как и предался распутству, или тот, кто после единственного согрешения испытывал печаль и предался плачу? У этого есть [повод] к надежде. Сколь больше кто опаляется от огня скорби, столь большей сподобляется милости; и столь ценно для него время наказания, сколь [много] времени наказания будет дано блуднику.

На Книгу Иеремии.

Лопухин А.П.

Таков путь и жены прелюбодейной; поела и обтерла рот свой, и говорит: «я ничего худого не сделала»

См. Толкование на Притч. 30:18