Толкования на Притч. 30:21

Сщмч. Ипполит Римский

Ст. 21-23 От трех трясется земля, четырех она не может носить: раба, когда он делается царем; глупого, когда он досыта ест хлеб; позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей

От трех трясется земля (Притч 30:21) - от Отца и Сына и Святого Духа. Четвертого же она не может носить (Притч 30:21; LXX) - грядущее явление Спасителя. <…> Трясение обозначает перемену хода вещей на земле. В самом деле, грех, будучи рабской природы, воцарился в смертном теле людей: однажды при потопе; другой раз во времена содомитов, которые злоупотребили дарами земли и к гостям учинили насилие; третий раз - в ненавистном Египте, угнетавшем сынов Израиля, где Иосиф распределил для всех хлеб, так что не погибли они от голода, но не довольствовались благосостоянием.

Рабом, когда он делается царем (Притч 30:22), была бы Церковь язычников, которая, будучи рабой и чуждой обетованиям, заняла место свободнорожденной и господствующей синагоги и стала госпожой и невестой Христа. От Отца, Сына и Святого Духа трясется земля, четвертого же она не может носить (Притч 30:21; LXX). Ибо первый раз Он явил Себя через научение закону, второй - через пророков, предвещавших будущее, третий - через Евангелие, ясным образом показав Себя; четвертый - когда придет как Судия живых и мертвых (Деян 10:42), Чьей Славы не вынесет вся тварь.

На Притчи.

Лопухин А.П.

Ст. 21-23 От трех трясется земля, четырех она не может носить: раба, когда он делается царем; глупого, когда он досыта ест хлеб; позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей

Здесь развивается мысль ст. 13 о пагубности высокомерия и гордости, причем оттеняется еще особая несносность гордости в том случае, когда люди низкого состояния достигают высокого экономического и общественного положения. Все случаи этого рода, названные в ст. 22-23, представляются приточнику ненормальными, нарушающими нравственный миропорядок в отношениях человеческих, а так как в связи с человеческим миром стоит и мир природы, то те аномалии человеческой жизни, о которых говорится в ст. 22-23, по словам ст. 21 невыносимы и для самой земли, и она от них трясется (ср. Ам VII:11).