Толкования на Прем. Соломона 1:4

Прп. Антоний Великий

Возлюбленные братия и сонаследники Святых! добродетели, которых требует от вас Бог, не далеко от вас. Оне в вас находятся. Вы найдете их в себе, когда не будете увлекаться предметами скоропреходящаго мира сего, но будете внимать и последовать гласу благодати в сердце своем. Благодать же, как вы знаете, не входит в злохудожну душу, и не обитает в телеси повиннем греху.

Письма к монахам.

Прп. Максим Исповедник

В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху

См. Толкование на Прем. Сол. 12:1

Лопухин А.П.

В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху

4 стих содержит основание для 3 ст. Нечестие потому отдаляет от Бога, что с нечестивыми людьми не соединяется премудрость, которая ведет к богопознанию (IX:17) и посредствует в общении с Богом (VI:9). Под премудростью здесь, как это видно из 5 и 6 ст., разумеется Божественная сила, обнаруживающая свое действие в душах людей. Душа (ψυχή) и тела (σώμα) взяты в четвертом стихе не только для обозначения целого человека (как во 2 Мак VII:37; XIV:38; XV:30), но тело означает еще источник и средоточие всего нравственного злого в человеке; эта мысль у Филона была своего рода догматом, она не чужда и писателю книги Премудрости (см. VIII:19–20 ст.). Но писатель различает только две части человеческого существа: душу и тело (VIII:19–20; IX:15; XV:11; XVI:14), а не три, как у Филона, в этом нельзя не заметить его самостоятельности. Тело представляется в 4-ом стихе «порабощенным греху», т. е. оно сделалось его рабом, как бы куплено им (ср. Рим VII:14), душа же названа «лукавою», как замышляющая зло (ср. XI:4). — «Обитать» — обычное для Св. Писания выражение мысли о действии Божественной силы (= премудрости) в душе человека. Оно дает тот оттенок мысли, что эта сила не земного, а небесного происхождения и только временно живет в человеке (см. Еф III:17; Кол I:19; II:9).