Толкования на Прем. Соломона 2:13

Еп. Виссарион (Нечаев)

V. Паримия из книги Премудрости Соломоновой

В сей паремии, составленной из стихов, собранных из разных глав книги (6:1-14; 6:11. 17. 18. 21–23; 7:15. 16. 21. 22. 26. 27. 29; 10:9. 10. 12; 7:30; 11:1. 10–17. 19–22; 15:1; 16:8. 13), с присовокуплением двух стихов из книги Притчей в начале (29:2) и в конце паремии, восхваляется истинная премудрость и изобраается злоба против ревнителей ее со стороны врагов. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих.

Возвещает нам разум имети Божий (объявляет себя знающим о Боге) и отрока Господня себе именует

Возвещает нам разум имети Божий: исповедует, вопреки нашему вольномыслию, что он убежден в бытии Бога, Творца и Промыслителя мира. – И отрока Господня себе именует: называет себя рабом Божиим, обязанным служить своему Богу с любовью и самоотвержением, готовым за свою веру и Богопочтение положить душу свою.

Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.

Лопухин А.П.

объявляет себя имеющим познание о Боге и называет себя сыном Господа;

13 ст. указывает другую причину преследования праведника: он нестерпим для своих врагов потому, что «объявляет себя имеющим познание о Боге и называет себя сыном Господа». Последнее выражение здесь употреблено в нравственном смысле о внутреннем отношении, в каком благочестивые по своему настроению и деятельности стоят к Богу. Праведник, именующий себя сыном Божиим, это верный Богу еврейский народ (см. 12:19–21; Исх. 4:22; Ис. 1:2).