Толкования на Прем. Соломона 5:1

Еп. Виссарион (Нечаев)

III. Паримия из книги Премудрости Соломоновой (Прем. Сол. 4:7; 16–20; 5:1–7). В сей паремии изображается самоосуждение нечестивых в виду прославления праведников, терпевших от них озлобление. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих.

Тогда станет в дерзновении мнозе праведник пред лицем оскорбивших его и отметающих труды его (презирающих подвиги его)

Тогда, т. е. в день суда и воздаяния, последует разительная перемена в отношениях между праведными и нечестивыми в сравнении с отношениями их в здешней жизни. В здешней жизни нечестивые безнаказанно оскорбляли и преследовали праведника, презирали его подвиги благочестия и добродетели, смеялись над сими подвигами. Но в день суда и воздаяния нечестивые увидят пред собою гонимого ими праведника в качестве безмолвного судии и обличителя, который приведет их в страх одним видом своего дерзновения, т.е. выражением радостного чувства своего непостыжденного упования на Бога.

Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.

Лопухин А.П.

Ст. 1-2 Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицем тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его; они же, увидев, смутятся великим страхом и изумятся неожиданности спасения его

Нравственные мучения нечестивых по смерти

Состояние праведника по смерти будет противоположно состоянию нечестивых, его охватит чувство высокой радости, и о его счастье будут знать его земные противники и оттого придут в изумление.

«Великое дерзновение» праведника, очевидно, противопоставляется здесь страху и смущению нечестивых (4:20; 5:2). Для нечестивых торжество праведника будет «неожиданностью». Во время его земной жизни они «оскорбляли его и презирали подвиги его», считая их бесцельными и пустыми (подробно об этом писатель говорил во 2 гл. 10 ст., 17–20); теперь они видят свою неправду. В Новом Завете в таких выражениях изображается состояние людей при наступлении всеобщего суда (1 Ин. 2:28; 4:17).