Толкования на Прем. Соломона 6:1

Еп. Виссарион (Нечаев)

IV. Паримия из книги Премудрости Соломоной (Прем. Сол. 5:15–24; 6:1–3). В сей паремии идет речь о славе и блаженстве праведных и о суде Божием над нечестивыми. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих.

Ст. 1-3 Слышите убо царие и разумейте, навыкните (научитесь) судии концев земли. Внушите держащии множества и гордящиеся о народех язык (гордящиеся властью над множеством народов), яко дана есть от Господа держава вам и сила (власть) от Вышняго

В виду грозящего властителям ниспровержения их престолов в наказание за злодеяния, совершаемые ими или безнаказанно допускаемые ими в подданных, писатель книги Премудрости обращается к властителям с советом, исполнение которого может отвратить эту опасность. Он напоминает им об обширности их власти, объемлющей много народов и простирающейся от одного конца государства до другого, и тем дает им понять, как трудно управлять таким многолюдством, так чтобы все ими были довольны, как трудно избежать злоупотреблений в делах суда и управления, погрешностей и несправедливостей, и потом в виду этих трудностей, как предосудительно было бы с их стороны гордиться своею столь великою и обширною властью. Нет, не гордиться, а смиренно помышлять им должно о своей зависимости от Господа Бога, Царя царствующих, смиренно помышлять, что Он даровал им эту власть и Он же потребует отчета в употреблении ее. Итак, слышите, разумейте, научитесь (убедитесь) и твердо запомните, яко дана есть от Господа держава вам и сила (власть) от Вышняго, иже истяжает дела ваша и помышления (намерения) испытает. Напоминание царям, выраженное в этих словах, самое благопотребное, но вместе обличительное по отношению к современным писателю книги царям Египетским и Сирийским. Те и другие были гонителями чтителей истинного Бога потому, что забыли о своей зависимости от Него.

Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.

Лопухин А.П.

Писатель в том, что он сказал выше о будущей судьбе праведных и нечестивых, находит для себя побуждение снова обратиться с увещанием к тем самым владыкам земным, о которых была речь в I:1, выясняя им, насколько для них необходимо приобретение мудрости если они хотят избежать божественного наказания (6:1–8) поэтому он приглашает их внимательно отнестись к его наставлению о мудрости (9–11).

Ст. 1-2 Итак, слушайте, цари, и разумейте, научитесь, судьи концов земли! Внимайте, обладатели множества и гордящиеся пред народами!

Приглашение царей и правителей народов научиться премудрости если они хотят избежать карающего суда Божия

«Итак, слушайте, цари…» Подобное же обращение находим во II-ом Пс 10 ст. Выражение «концы земли» означает, прежде всего, отдаленные земли, а потом употребляется для обозначения всего пространства земли. Это широкое обращение, конечно, не мешает предположению, что писатель имел в виду прежде всего тех владык и царей, под властью которых были тогда евреи и если не называет их прямо, то только потому, что не считает это полезным.

«Обладатели множества». В соответствии с последующим «гордящиеся пред народами» следует разуметь множество народов, подвластных тогдашним восточным правителям.