Толкования на Прем. Соломона 9:4

Прп. Никодим Святогорец

Если случится кому-либо из исповедающихся тебе не быть готовым к исповеди, не исследовав прежде своих грехов; или кто рассказывает о многих и великих грехах без всякого сожаления и умиления, но с такой дерзостью, как будто рассказывает о своих добродетелях; или кто не сохранил своих прежде данных обещаний, но солгал один и второй раз; или дело и грех человека будет запутанным и трудным для исправления, о чем и в канонах не указывается, таким людям, говорю, ты, духовник, не должен тотчас прочитывать разрешительной молитвы, но и не откладывать этого совсем. Отложи прощение на время, говоря каждому из них: «Сейчас, чадо мое, иди. Снова придешь в такой-то день, чтобы и мне лучше подумать». Дай им на это время какое-либо правило поста, или поклонов, или милостыни. Потому что таким образом и грешник может прийти в себя, обличаемый совестью, и ты в это время прибегнешь а) к Богу в молитве, говоря с царем Соломоном: «Боже и Господи милости, даждь мне Твоим престолом приседящую премудрость, да сущи со мною трудится»; и с царем Иосафатом: «Не вемы, что соделати имамы им: но токмо очи наши к Тебе» (2 Парал. 20, 12); б) прибегнуть к своему архиерею, как говорит Симеон Солунский (глава 249), и Хрисанф (страница 49 Синтагмы), и Никифор Хартофилакс к Феодосию Затворнику (с. 343 книги Jus Graekoromanum), и к другим опытным людям, если они находятся неподалеку, или через письма, если они находятся вдали (не объявляя имя того лица), чтобы узнать у них, как тебе поступить.

Познай хорошенько, духовник, что в твоем служении ничего нет столь полезного и плодоносного, как откладывать и затягивать время прощения, как доказывают все вообще духовники.

Руководство к исповеди.

Лопухин А.П.

Даруй мне приседящую престолу Твоему премудрость и не отринь меня от отроков Твоих

«Даруй мне приседящую престолу Твоему премудрость…» Поэтическое олицетворение Премудрости, как и выше (VI:14).

«Не отринь меня от отроков Твоих» — ср. II:13 ст.

См. также Толкование на Прем. Сол. 9:1