Толкования на Прем. Соломона 10:9

Еп. Виссарион (Нечаев)

V. Паримия из книги Премудрости Соломоновой

В сей паремии, составленной из стихов, собранных из разных глав книги (6:1-14; 6:11. 17. 18. 21–23; 7:15. 16. 21. 22. 26. 27. 29; 10:9. 10. 12; 7:30; 11:1. 10–17. 19–22; 15:1; 16:8. 13), с присовокуплением двух стихов из книги Притчей в начале (29:2) и в конце паремии, восхваляется истинная премудрость и изобраается злоба против ревнителей ее со стороны врагов. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих.

Ст. 9-10, 12 Та угождающих ей от болезней (от бед) избави и настави их на стези правыя. Даде им разум имети свят (даровала познание святых), и сохрани я от ловящих и подвиг крепок подаде им, да разумеют, яко сильнейши всего есть благочестие

В X-й главе книги Премудрости. откуда взяты эти стихи, указываются примеры из ветхозаветной истории от Адама до Моисея в доказательство того, как благотворны внушения премудрости для следующих им. Она сохраняла Адама, пока он не отступил от нее (1-3); она сохранила Ноя (4), Авраама (5), Лота, Иакова. Тогда как нечестивые жители Содома были истреблены огнем, премудрость спасла праведного Лота (ст. 6). Она угождающих ей, то есть служивших ей, благоговейно чтивших ее уроки, избавила от бед. Разумеются члены Лотова семейства: все они благовременно убежали из обреченного на погибель Содома. Дальнейшие слова паремии: настави я на стези правыя и др. – сказаны в библейском тексте не о многих, а об одном, именно: Сия бежащаго от гнева братняго праведника настави на стези правы. Идет речь об Иакове, который убежал от мщения брата своего в Месопотамию и стезями правыми, т. е. безопасными и прямо ведущими к цели, приведен был премудростью сюда и обратно в отечество – Даде им (ему) разум имети свят, – даровала ему познание святых. Эти слова по связи с предыдущими в библейском тексте словами: показа ему царствие Божие, – указывают на видение Иаковым таинственной лестницы, соединяющей небо с землею. Он видел на верху лестницы Царя Боа и святых Его, т. е. Агелов, восходящих и нисходящих по лестнице. Это видение знаменовало, что Иаков находится под особым покровом Господа и посылаемых от Него к избранникам Божиим святых Ангелов (Быт. 28:12-15). Имел причину Иаков боятся за свою безопасность при встрече с братом своим Исавом, когда возвращался на родину; но он усердно помолился Богу от отвращении опасности и дружелюбно встретился с своим братом (Быт. 32:7 и дал.). – И подвиг крепок (на победу) подаде им (ему). Разумеется таинственная борьба Иакова с Богом, бывшая ночью и кончившаяся победою Иакова. Эта победа знаменовала успех молитвы Иакова о сохранении его от нападения Исава (Быт. 32:25-36). – Да разумеют (да весть), яко сильнейши всего есть благочестие. Опыты благоволения Божия к Иакову, которое он заслужил своим благочестием и Богомудрием, должны были убедить Иакова, что благочестие и Богомудрие есть самое благонадежное, более всех других действительное, средство к отвращению бед и напастей, к побеждению препятствий к достижению благополучия.

Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.

Лопухин А.П.

Премудрость же спасла от бед служащих ей.

Иакова

В этом стихе писатель делает переход к следующим примерам в форме противопоставления.