Толкования на Прем. Соломона 17:11

Свт. Филарет (Дроздов)

Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка

Когда Архангел Гавриил, посланный возвестить ей воплощение от нее Сына Божия, начал свое благовещение приветствием: «радуйся, благодатная, Господь с тобою, благословена ты в женах»; тогда она, как поветствует святый Лука, «смутися о словеси его», и, как глубоко усмотрел сам Архангел, убоялась. Ибо он, как дух, и сквозь молчание видел, что происходило в ее духе, и сказал: «не бойся, Мариам» (Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; Лк. 1:28-30); следственно, видел в ней страх.

Что случается с нами, когда приходим в смущение и страх? – Трепещем, произносим вопль, стараемся убежать, а иногда теряемся до того, что не можем владеть ни мыслями, ни словами, ни движениями. Это – наше несовершенство, малодушие, немощь. Сему не надлежало быть в благодатной Деве; и сего не было в ней. По действию внешней причины, ощутив невольно смущение и страх, она тотчас удержала свое смущение, умерила свой страх. Каким образом? – Посредством размышления. «Помышляше».

«Ничтоже бо, – рассуждает Премудрый, – «ничтоже… есть страх, токмо лишение помощей, сущих от помышления». Премудрая Дева не осталась долго в лишении сей помощи, но немедленно воспользовалась ею.

Слово на день Благовещения Пресвятой Богородицы (Говорено в Чудове монастыре марта 25-го; напечатано в Твор. Св. От. 1852 г. и в собрании 1861 г.) 1852 год

Лопухин А.П.

Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка

Даваемое здесь определение страха, конечно, неполное. Оно отмечает только одну сторону. Смысл его такой: страх отнимает у человека хладнокровие, так что он свое внимание не может уже направить на предмет страха, чтобы или убедиться в его ничтожности, или найти средство к его устранению.