Толкования на Пс. 2:11

Свт. Иоанн Златоуст

Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом

Что же значит: «работать Господу со страхом»? Значит: исполняя всякую заповедь, совершать это со страхом и трепетом, возносить молитвы с сокрушенным сердцем и смирённым умом. И не только «работать со страхом», но и «радоваться с трепетом» повелевает Дух Святый чрез пророка. Так как исполнение заповеди обыкновенно доставляет радость упражняющемуся в добродетели, то и ей, говорит он, надобно предаваться со страхом и трепетом, чтобы нам, забывшись от бесстрашия, не погубить трудов и не оскорбить Бога. Но как возможно, скажешь, радоваться с трепетом? Эти два чувства не могут быть вместе в одно и тоже время, будучи весьма различны между собою. Радость есть удовлетворение желаний, наслаждение приятным, забвение неприятного; а страх есть преувеличение ожидаемых бедствий и происходит в отчаивающейся совести. Как же можно «радоваться… со страхом», и не просто со страхом, но и «с трепетом», который есть усиленный страх и знак великого беспокойства?

Как, скажешь, это может быть? Этому научают тебя серафимы, которые самым делом исполняют такое служение. Они наслаждаются неизреченною славою Создателя и созерцают непостижимую красоту, – не говорю, какова она по самому существу своему (потому что она непостижима, незрима, невообразима, и нелепо было бы так думать о ней), но сколько они могут, сколько они в состоянии просвещаться этими лучами. Они постоянно служат вокруг царского престола, пребывают в постоянной радости, в вечном веселии, в непрестанном удовольствии, восхищаясь, ликуя, неумолчно славословя. Стоять пред лицом этой славы и просвещаться происходящим от нее светом, это – их радость, восторг, веселие, слава. Может быть, и вы несколько почувствовали удовольствие и в вас пробудилось желание этой славы.

Беседа 1-я на слова пророка Исаии.

Свт. Тихон Задонский

Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом

6) «Служите Господу со страхом, и радуйтесь Ему с трепетом». Ибо «страх Господень есть начало премудрости» (Притч 1:7). Уразумейте силу пришествия Христова в мир. Он от Отца Своего Небесного послан в мир, чтобы спасти мир: «пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18:11). Тогда, помышляя о своем состоянии, ужаснетесь и, рассуждая о Его величестве и своем не достоинстве, с радостью шею вашу под иго Его святое и благое преклоните. Уразумейте, что быть в царствии Его — это блаженство, и Ему, как благому и милостивому Господу и Царю, служить — пресладко и радостно; а вне царствия Его быть и Ему не служить есть окаянство, бедствие и погибель. Ибо, кто вне царствия Его находится и Ему не служит, тот иго сатанинское влечет и ему грехами и прихотями служит. Непременно всякий живущий на земле или в царствии Христа находится и Ему служит, или вне царствия Его и служит дьяволу. Чью волю и повеление творит, тому и служит. Сладко и радостно Христу, Царю Небесному, служить. Мерзко же и бедственно служить дьяволу, князю тьмы и богу века сего, который разум рабов своих ослепляет и влечет их за собой в погибель вечную. «Служите же Господу со страхом, и радуйтесь Ему с трепетом», — увещевает Дух Святой через раба Своего. Свергните с шеи вашей тяжкое иго сатанинское и возьмите иго Христово на себя, «ибо иго» Его «благо и бремя» Его «легко» (Мф. 11:30). 7) Это отеческое увещание касается не только тех людей, которые Христа, Сына Божия, в мир пришедшего, не принимают и учению Его святому противятся, как-то: идолопоклонники, магометане, жиды, и прочие им подобные, но и тех, которые именуются христианами, учение Христово принимают, и имя Его святое исповедуют, но жизнью и нравами своими противятся Ему, и делами своими «отрекаются» от Него, «будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (Тит. 1:16). Ибо не только тот противится Христу, кто учения Его не принимает и не признает Его за Христа, Спасителя мира, но и тот, кто воли Его и заповедей Его не исполняет, и противно учению Его святому живет, не делает того, что Христос повелевает.

Размышления и замечания из текстов. Размышление 3.

Свт. Феофан Затворник

Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом

См. Толкование на Пс. 2:10

Прп. Максим Исповедник

Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом

Что означают слова псалма: Служите Господу со страхом и ликуйте с трепетом, и как
 возможно в одно и то же время и трепетать, и 
ликовать? И почему Давид в XVIII псалме говорит:
 Страх Господень чист, пребывает вовек (Пс. 18,10);
 а Иоанн говорит: Любовь изгоняет страх (1 Ин. 4:18), и, если страх изгоняется, то как пребывает?

Страх бывает двух видов: один — из-за проступков, а
 другой — по достоинству того, что любимо. Страх из-
за проступков любовь устраняет, а страх по достоинству
 того, что любимо, сохраняет. Ликование есть радост
ное настроение по причине обретения чего-либо, а ве
селье — наслаждение обретенным.

Прп. Амвросий Оптинский

Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом

А что значат слова: и радуйтеся Ему с трепетом, объясняет святой Иоанн Лествичник: «Отвергай рукою смирения, как недостойный, приходящую радость, да не обольстившися ею, волка вместо пастыря приимешь». Простее сказать, при ощущаемой радости должно остерегаться, чтобы не впасть в прелесть вражию. Как удержать в этом святую средину, должно всегда помнить совет преподобного Марка Подвижника: «Добро есть на таковая не взирати прелести ради, ниже проклинати истины ради, но вся упованием приносити Богови: Той бо весть обою полезное». Также помнить предостережение Григория Синаита в последней или 7-й главе «О безмолвии» в «Добротолюбии»: «Что сотворит кто, егда преобразуется бес во ангела светла».

Письма.

Прп. Серафим Саровский

Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом

Человек, решившийся проходить путь внутреннего внимания, прежде всего должен иметь страх Божий, который есть начало мудрости. Пусть будут в уме его всегда напечатлены сии пророческие слова: Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему со трепетом.

Он должен проходить путь свой с крайней осторожностью и благоговением ко всему священному, а не небрежно. В противном случае опасаться должно, чтобы не отнеслось к нему сие страшное определение Божие: Проклят [человек] творяй дело Господне с небрежением (Иер. 48, 10).

Поучения.

Вопросы и затруднения.

Блж. Феодорит Кирский

Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом

Ибо должно не на одно человеколюбие надеяться, но веселясь и радуясь о спасении, страшиться и трепетать соединеннаго с человеколюбием правосудия. Ибо сказано: «мняйся стояти, да блюдется, да не падет» (1 Кор. 10:12). Когда, имея страх владычний, будем делать, чтò должно, больше причин к веселию будем иметь в сделанном нами; потому что приобретем благую совесть, которая доставит нам великую радость. Сказано же: «с трепетом», то есть, с сокрушением, чтобы радость Божия не превратилась в радость мирскую.

Евфимий Зигабен

Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом

Работайте Господеви со страхом

Так как вы уже ведаете и понимаете,—говорит далее к ним,—что Христос есть и Бог и праведный—неусыпный судья и мздовоздаятель, и что вы, как стяжание Его, почтены титлом Его наследников; то вам остается теперь, обуздавши свои страсти и приведши в надлежащее устройство образ своей жизни, служить Ему со страхом, как Господу: ибо где страх Божий, там и заповедей Его исполнение.

И радуйтеся Ему с трепетом

И служа, радуйтесь Ему, как Спасителю и Ходатаю своему. Так и Апостол говорит: радуйтеся о Господе; и паки реку, радуйтеся (Филип. 4,4); но однако же эта радость ваша да будет не без трепета. Радуйтесь с упованием и вместе трепещите за грехи; ибо суд Его праведен и нелицеприятен, от котораго никто не укроется.

Евагрий Понтийский

Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом

Если только в несчастиях ты вспоминаешь о Судии и о том, сколь грозен и неподкупен Он, то ты еще не научился работать Господеви со страхом и радоваться Ему с трепетом. Знай, что в духовных отрадах и праздниках Ему должно служить с большим благоговением и трепетом.

Главы о молитве.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему со трепетом.

Чудным образом соединил любовь со страхом: ибо глагол работайте свойствен есть рабам боящимся, а слово со страхом означает почтение сыновнее или любовь, в каком разуме положено и у Пророка Исаии, в главе 11, ст. 3, где так сказано о Христе: исполнит Его дух страха Божия (Ис. 11:3). Во Христе же не было страха рабскаго, но почтение сыновнее, которое иначе любовию нарицается, и повсюду в Писании берется за страх сыновний. Аки бы сказал: работайте Господеви, но работою свободною, сынам свойственною. Следующия за сим слова: и радуйтеся Ему с трепетом означают одно и то же, но с переменою порядка и слов. Ибо в первой части стиха положил в глаголе страх рабский, а в имени любовь сыновнюю; в последней же, напротив того, в глаголе положил радость сына любящаго, а в имени трепет раба боящагося.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом

См. Толкование на Пс. 2:10

Лопухин А.П.

Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом

См. Толкование на Пс. 2:10

Прот. Григорий Разумовский

Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом

См. Толкование на Пс. 2:10