Толкования на Пс. 3:9

Свт. Афанасий Великий

Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое

Господне есть спасение. Спаси мя, Господи, говорит Давид. Но умоляю, чтобы простерлось это и на весь народ. Должно же знать, что и весь псалом можно относить к человеческому роду, согрешившему и за это самое преданному мысленным врагам, но воззвавшему в скорби и услышанному Богом и спасенному воскресением Его из мертвых и поражением враждующих нам демонов. Ибо Он есть членовная львов сокрушивший Господь (Пс. 57, 7); Он, или от Него, есть спасение. Не возлагаю надежды на человека, говорит Давид, но от Тебя ожидаем спасения и я, и народ Твой, вместе со мною боримый врагами.

Толкование на псалмы.

Свт. Тихон Задонский

Господне есть спасение, и на людех твоих благословение твое

От Господа спасение, то есть один толь­ко Господь спасает, и временно и вечно, упо­вающих на Него. Спасает их на войне, спаса­ет во время моровой язвы, спасает на море от потопления, спасает во время голода, спасает от наветов и ухищрений врагов, и прочее. Вот, очи Господа (устремлены) на боящихся Его и уповающих на милость Его, дабы избавить от смерти души их и пропитать их во время голо­да (Пс 32:18). Спасает их и когда от мира это­го отходят в вечную жизнь. Хотя нечестивые и свирепеют, и возносятся, но в конце концов душой и телом погибают; а спасение правед­ных от Господа, и Он защитник их во время скорби, и поможет им Господь, и избавит их, и отделит их от грешников, и спасет их, ибо упо­вали на Него (Пс 36:39-40).

И на людях твоих благословение Твое. Кто назван здесь людьми Божиими? Ответ: знающие Бога и почитающие Его истинной верой, страхом, любовью и послушанием. К таковым Петр святой говорит: Вы – род из­бранный, царственное священство, народ свя­той, люди, взятые в удел, и прочее (1 Петр. 2:9), то есть истинные христианине, благоче­стиво живущие и всем сердцем ищущие Бога. На таковых благословение Божие.

Какое благословение? Ответ: бывает и временное, хотя и не всегда, но самое глав­ное – вечное, грядущее, о каковом апостол написал: Благословен Бог и Отец Господа на­шего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небе­сах (Еф. 1:3).

Размышления и замечания из текстов. Размышление 6.

Блж. Феодорит Кирский

Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое

«Господне есть спасение», то есть, не имею надежды на человека, но от Тебя ожидаю спасения, и не я один ожидаю, но ожидает и народ Твой, со мною подвергающийся нападению врагов. Имею же попечение и о нападающих врагах, потому что и они именуются Твоим народом. Поэтому и тем и другим даруй, Владыка, благословение мира. Ибо сие выразил Давид, сказав:

«И на людех Твоих благословение Твое». Ибо и блаженный Моисей в числе благословений поставил мир. Находим же и в истории, что блаженный Давид имел великое попечение о народе и о самом сыне, покушавшемся на жизнь отца, и заботился более о мире, нежели о победе над народом.

Евфимий Зигабен

Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое

Господне есть спасение

Это также благодарственное восклицание, которое означает, что спас его Господь, а не другой кто-либо.

И на людех твоих благословение твое

И низошло, говорит, благословение твое на народ твой, или на тех, которые вместе со мною терпят нападения от многих врагов,—или же вообще на целое мое царство, или наконец на народ состоящий из верующих во Христа. Под благословением должно разуметь мир и благодеяния Божии, как следствие благословения Божия. Вследствие чего как самый этот народ прославил Бога, так и всякий другой, кто только видел, какую помощь получил пророк от Господа.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Господне есть спасение, и на людех твоих благословение твое.

Заключает псалом обыкновенным восклицанием, приписуя Богу, яко виновнику всех благ, спасение и благословение, дарованное не токмо самому ему, но и всему народу. Аки бы сказал: Тебе, Господи, единому должен есмь спасением моим. Да будет убо на мне и на людех Твоих, сиречь, на избранном Израили Твоем, благословение Твое, как временное, так и вечное, небесное и духовное.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое

Достойно удивления, что псалмопевец в заключение испрашивает у Господа благословения своему возмутившемуся народу, и в этом он – прообраз Христа, молящегося на кресте за своих врагов.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Господне есть спасение, и на людех твоих благословение твое

См. Толкование на Пс. 3:8

Прот. Григорий Разумовский

Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое

В заключение псалма святой псалмопевец еще раз выражает глубокое признание, или исповедание того, что спасением своим от врагов и сам он, и находящиеся при нем люди обязаны Единому Господу, и что благословение Господне почивает на тех людях, которые надеются на Господа и ищут Его помощи. Он как бы так выражает эти мысли и чувства: не только я Тебе единому, Господи, обязан спасением, но и на всех исповедающих имя Твое Ты простираешь Свое благоволение.

«Воззовем и все мы, христиане, воззовем по примеру псалмопевца: к Тебе, Господи, взываю всем сердцем моим. Боже, Боже, услыши мя, упование всех концев земли и странствующих далече. Запрети всем нечистым духам, да бегут от лица раба Твоего, Приими оружие и щит и восстани в помощь мою. Рцы душе моей: спасение твое есмь Аз. Да отступит от души моей дух боязни, дух уныния, дух гордыни и всякой злобы, да угаснет в ней всякое разжжение, производимое действием диавольским; да просветится дух мой, душа и тело светом видения Твоего, да пришедши в меру возраста, в век века, с ангелами и со всеми благоугодившими Тебе, прославлю всечестное и поклоняемое имя Твое, Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь» (Псалтирь св. Ефрема Сирина).

Объяснение священной книги псалмов.