Толкования на Пс. 5:5

Свт. Афанасий Великий

Яко Бог не хотяй беззакония ты еси: не приселится к тебе лукавнуяй

Яко Бог не хотяй беззаконие, Ты еси. Надеюсь, что буду услышан Тобою, потому что не делал я ничего ненавистного Тебе. А ненавистны Тебе беззаконие, лукавство, несправедливость, ложь, зависть, коварство.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Яко Бог не хотяй беззакония ты еси: не приселится к тебе лукавнуяй

«Предстану пред Тобою, и буду ожидать, ибо Ты Бог, не любящий беззакония». Другой пе­реводчик говорит: и узрю (σχοπήσω), яко Бог не хотяй беззакония ты еси. «Не любящий беззакония». Здесь пророк ука­зывает на идолов, потому что языческие боги радовались таким людям, и всякому беззаконию, и всем делам порочным. «Не любящий беззакония» не будет, говорит, любезен Тебе, не будет близок к Тебе.

Беседы на псалмы. На псалом 5.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 5-7 яко Бог не хотяй беззакония Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие, погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь

«Яко Бог не хотяй беззакония Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй. Ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима». Ты приемлешь мои прошения и призираешь на умоляющаго; потому что отвергаешь всякое беззаконие, совершенно отвращаешься от пребывающих в лукавстве, гнушаешься всеми возлюбившими жизнь беззаконную. Ибо Пророк присовокупил:

«Возненавидел еси вся делающия беззаконие. Погубиши вся глаголющия лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь». Давид представил список пороков, показывая, что все это противно Божией воле. Ибо не только запрещает лукавство, беззаконие, ложь, коварство и убийство, но гнушается и делателями оных, если не хотят они прибегнуть к покаянию. Означает же сим тех, которые в различныя времена возставали на Церковь, и не могли одолеть ее, по запрещению самого Бога Спасителя нашего. Ибо сказано: «врата адова не одолеют ее» (Мф.16:18). Сие же дает разуметь и псалом.

Евфимий Зигабен

яко Бог не хотяй беззакония ты еси: не приселится к тебе лукавнуяй

Яко Бог не хотяй беззакония, Ты еси

Ибо беззаконие любят идолы. Под беззаконием здесь разумеется вообще всякий грех.

Не приселится к Тебе (не водворится у Тебя) лукавнуяй

Боги языческие не только сами исполнены страстей, как мы узнаем об этом из сочинений языческих писателей, но они особенно благоприятствуют (по сказанию их книг), как своим близким, даже тем людям, которые ревнуют по их порочным страстям, и открывают для них свои нечистые святилища. Не таков Ты, говорит, Господи; Твоей близости и Твоего покровительства (так именно должно понимать в настоящем случай выражение: не приселится, никогда уже не удостоится человек лукавый. Ибо, как сказано, близ Господь сокрушенных сердцем (Пс. 33:19); и потом: близ боящихся Его (Пс. 84:10). Под человеком «лукавым» (лукавнуяй) разумеется здесь грешник во всем.

Еп. Ириней (Орда)

Ст. 5-7 яко Бог не хотяй беззакония Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие, погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь

Основание (яко), почему псалмопевец так уверен в ожидаемой помощи, состоит в том, что Бог не может помогать грешникам – каковы гонители Давида, и должен наказать их; наказание же Саулу и особенно тем кровожадным (мужие кровей), которые не переставали Саулу клеветать на Давида (льстива и пр. 1 Цар. 24:10;26:19), и будет в то же время испрашиваемою помощью Давиду.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

яко Бог не хотяй беззакония ты еси: не приселится к тебе лукавнуяй

«Не водворится злой» - не будешь покровительствовать и сберегать злых, дурных. Выражение взято из обычая восточного гостеприимства, когда пришедший в палатку (во «двор») пользовался защитой хозяина.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 5–7 Яко Бог не хотяй беззакония Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие, погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь

По связи с предыдущим, слова эти имеют такой смысл: заутра предстану я пред Тобою, Господи, и увижу, что Ты Свят и Праведен, что противно Тебе всякое беззаконие; Ты отвергаешь молитвы людей нечестивых, нераскаянных грешников, и потому не приселится, не может приблизиться к Тебе лукавнуяй, т.е. хитрый, злой человек. Беззаконники, все творящие беззаконие, не любящие и нарушающие закон Твой, не предстанут пред очи Твои, потому что ненавистны Тебе всякая неправда и всякое беззаконие. По Своей святости и правосудию Ты не оставишь без наказания, Ты погубишь всех лживых, порочных, совершающих дела неправды. Человека кровожадного и коварного лицемера гнушается, отвращается Господь.

Объяснение священной книги псалмов.