Толкования на Пс. 5:7

Свт. Афанасий Великий

Погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь

Погубиши вся глаголющыя лжу. Делающими беззаконие наименовал тех, которые погрешают в образе жизни; и они ненавистны Богу. А отпадших от истины и иномыслящих назвал глаголющими лжу; и их погубит Бог. Примечай различие речений: возненавидел еси и погубиши, — во-первых в том, что в речении «погубиши» выражается более худого, нежели в речении «возненавидел еси», и во-вторых в том, что один глагол поставлен в прошедшем, а другой в будущем времени. Под глаголющими лжу разумеет и тех, которые идолов и самих демонов именуют богами, и которые в идолах произносят лживые и неясные ответы и прорицания. Мужа кровей и льстива гнушается Господь. Ибо ненавидит и отвращается такового Бог.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь

Это говорится не для того, чтобы мы только слушали, но чтобы, часто слыша это, научались сообра­зоваться с нравами Жениха и делаться близкими к Нему. Если же этого не будет, то мы лишимся вышней помощи, чего хуже ничего быть не может.

«Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие», – хотя бы то был раб, говорит, хотя бы свободный, хотя бы царь, и кто бы ни был, потому что не по внешним достоинствам, а по добро­детелям Бог обыкновенно избирает Себе друзей. Но так как многие из людей грубых считают ни во что быть в ненависти у Бога, то послушай, как он присовокупляет и страх наказания: «погубишь», говорит, «говорящих ложь», – обра­щая речь к более грубым грешникам. Наказание не ограни­чится одною ненавистью Бога, хотя и это – невыразимое наказа­ние; но Он погубит всех, говорящих ложь. И первое ужасно, и быть в ненависти у Бога страшнее геенны; но это сказал он для способных понять, а для более грубых присовоку­пил и второе. Итак, не смущайся, человек, не беспокойся, когда видишь, что некоторые говорят ложь, похищают, пре­даются любостяжанию, и не претерпевают ничего худого: сказанное непременно сбудется, потому что таков Бог по естеству Своему, – Он отвращается от пороков, всегда ненавидит и не терпит их. Под «говорящими ложь» пророк здесь разумеет живущих порочно, совершающих дела неправды, преданных удоволь­ствиям, невоздержанию, любостяжанию; все это он обыкновенно называет неправдою.

«Кровожадного и коварного гнушается Господь»: здесь говорит о человеке, склонном к убийству, хитром, лукавом, имеющем на языке одно, а в душе другое, пока­зывающем снаружи вид скромности, а на самом деле свой­ства волчьи, чего хуже ничего быть не может. От врага явного не трудно остеречься; а тот, кто скрывает свое лукавство и между тем действует злобно, будучи не легко уловим, мо­жет совершить много худого. Вот почему и Христос пове­лел бодрствовать, когда явятся такие люди, потому что они «приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф.7:15).

Беседы на псалмы. На псалом 5.

Прп. Макарий Великий

Погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь

Ведь Писание гласит: мужа кровей и льстива гнушается Господь, причисляя лесть и убийство к единому преступлению.

Великое послание.

Блж. Феодорит Кирский

погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь

См. Толкование на Пс. 5:5

Евфимий Зигабен

Погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь

Погубиши вся глаголющие лжу

В приведенных сейчас словах идет речь главным образом о тех, которые чтят не Бога истинного, а богов иных,—и потом о еретиках, а за ними и о всех вообще людях, как из иудеев, так и из язычников, которые каким бы то ни было образом впадают в ложь; так как и они суть служители (не Бога истинного, а диавола, ибо сатана есть отец лжи. Выражением же погубиши пророк хотел изобразить тягчайшее наказание этих людей. Но быть может, что пророк употребил это выражение также и для того, чтобы тем легче устрашить людей удобопреклонных ко лжи, легкомысленных и беспечных, которые таким образом причиняют вред не только себе самим, но становятся причиною погибели и для многих других.

Мужа кровей и льсти (коварного) гнушается Господь

Заметьте, как пророк к убийству присоединяет также и лесть; ибо как тот, кто льстит, так и тот, кто подвергает опасности жизнь ближнего, в существе дела одинаково суть убийцы.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь.

Слова, по-видимому, несвязныя и отрывистыя, каковыя часто употребляют святые в молитвах своих, немотствуя пред Богом, подобно младенцам: но сие немотствование, сия несвязность приятнее Богу, нежели хитросплетенное риторов витийство. Впрочем, намерение Пророка клонится к тому, дабы показать, что Бог нечестивых и злых врагов Своея Церкве, когда дойдут они до самой крайней лютости и нечестия, не оставит без наказания. Сие заключение выводит из самаго свойства Божия, умословствуя, что Богу ничто так не противно, как грех и нечестие: и напротив, ничто так не любезно, как непорочность и правота. И потому статься невозможно, чтобы нечестивые и злые люди когда-либо избежали праведнаго мщения Божия. А понеже нечестие и грехи творятся ово делом, ово словом, ово помышлением: сего ради Пророк особенно каждый грех исчисляет, и первее глаголет вообще о беззаконниках, то есть, злых человеках; потом о глаголющих лжу, то есть, о клеветниках; за сим о мужах кровей, то есть, о людях безчеловечных и кровожаждущих; наконец о людях льстивых, то есть лукавых и коварных.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь

См. Толкование на Пс. 5:5

Лопухин А.П.

погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь

«Кровожадного и коварного гнушается Господь». Под этим кровожадным нужно разуметь Авессалома, который, готовясь совершить государственный переворот, не пренебрегал и готов был прибегнуть к насильственным мерам и к убийству своих противников. Авессалом лестью вкрадывался в доверие народа и старался расположить его к себе обещаниями сердечного, справедливого и любовного отношения к нему после получения себе царского престола, почему и назван Давидом «коварным».

Прот. Григорий Разумовский

погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь

См. Толкование на Пс. 5:5