Толкования на Пс. 5:10

Свт. Афанасий Великий

Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху

Сердце их суетно, то есть, сердце мудрых века сего, или и еретиков; ибо не знают они слова истины. Гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Умягчают они язык свой и изрыгают смертоносные учения.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху

«Ибо нет в устах их истины: сердце их – пагуба». Мне кажется, здесь он говорит и о тех, которые находятся в заблуждении, осуждая уста и сердце, как чуждые всего доброго, и о тех, которые живут порочно.

«Гортань их – открытый гроб» разумеет или то, что они склонны к убийству, или то, что они произносят мертвящие и зловонные учения. Впрочем, не погрешит и тот, кто гробом отверстым назовет уста, произносящие срамные слова, потому что это зло­воние, исходящее из гниющей души, гораздо хуже чувственного зловония. Таковы же уста корыстолюбцев, которые не произно­сят ничего здравого, а одни убийства и хищения. Итак, да не будут уста твои гробом, но пусть будут сокровищницею. Со­кровищницы весьма много отличаются от гробов тем, что последние портят то, что принимают, а первые сохраняют. Поэтому имей и ты всегда пребывающее богатство любомудрия в устах, а не зловоние какое-нибудь и гнилость. И не просто сказала: «гроб», но: «открытый гроб», чтобы лучше выразить их отвратительность. Такие слова следует скрывать; а они произ­носят их, и таким образом еще больше обнаруживают бо­лезнь свою. С мертвыми телами мы поступаем иначе, предаем их земле; а они поступают с своими словами наоборот, и что следовало бы скрывать в глубине сердца и подавлять, то они произносят, причиняя вред многим и предлагая на все­общее позорище. Будем же, увещеваю вас, отгонять от себя таких людей. Если мертвые тела мы погребаем вне города, то тем больше нужно отгонять куда-нибудь далеко произнося­щих мертвые и срамные слова и не желающих скрывать их, потому что такие уста – зараза для целого города.

«Языком своим льстят». Вот и другой вид зла. Одни скрывают коварство в душе своей, произнося слова льстивые, а другие так злы, что сами слова помрачают своею злобою и строят козни и об­маны.

Беседы на псалмы. На псалом 5.

Свт. Тихон Задонский

Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху

Здесь изображаются люди нечестивые, которые всякие неправды и гонения возводят на благочестивых.

Нет во устах их истины: что ни говорят, всегда лгут. О таковых еще в другом псалме го­ворит: Уста его полны проклятий, и горечи, и ле­сти: под языком его мучение и болезнь (Пс 9:28).

Сердце их суетно. О таковых говорит Хри­стос: Злой человек из злого сокровища выносит злое (Мф 12:35), ибо из сердца их исходят злые помыслы (Мф 15:19), они подобны окрашен­ным гробам, которые снаружи кажутся краси­выми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф 23:27). На сердце их не иное что, как только суета, и о том только думают и замышляют в сердце своем, как бы здесь про­славиться и обогатиться.

Как гроб открытый, гортань их. Как от гроба, в котором труп смердящий лежит, ис­ходит смрад, так и от них не иное что, как смрад нечестия, лести и хулы исходит.

Языками своими льстят. О таковых в дру­гом месте говорит: Слова их мягче масла, но ранят они, как стрелы (Пс 54:22). Такие люди ласково говорят, но в сердце иное замышля­ют. Смягчают слова свои, но ими, как стрела­ми, хотят уязвить, и уязвляют. Снаружи ка­жутся друзьями, но внутри злые враги. Ибо злее скрытый враг, нежели явный. Так Иуда, предатель Господа нашего, устами говорил Ему: Радуйся Равви! И поцеловал Его, – но те­ми словами и поцелуем как знаком предавал Господа и Учителя своего в руки врагов Его (Мф 26:48-49). И таковых людей все более и более умножается, чем ближе конец мира на­ступает. От таких сердец, как служителей дья­вольских, много пострадает благочестивая душа.

Размышления и замечания из текстов. Размышление 10.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 10-11 Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих: по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи

«Яко несть во устех их истины;» то есть, непрестанно оскверняют язык ложью.

«Сердце их суетно». Словам их соответствуют и помыслы, с устами в согласии и мысль.

«Гроб отверст гортань их». Закрытые гробы в себе таят зловоние, а гробы отверстые распространяют из себя великое зловоние. И они изрыгают таковыя слова, исполненныя всякаго нечестия и зловония. А под сим разумеет Пророк хулы их на Бога, и слова непотребныя и вольномысленныя.

«Языки своими лщаху. Суди им Боже». Произносимаго устами их еще хуже то, что таят они внутри себя; потому что, поступая коварно, готовят тысячи замыслов против ближних.

«Да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я». Поэтому пусть будут приведены на суд Твой, Владыка, не успеют в том, что злоумышляют на нас, дознают же на опыте, что ткут они паутинную ткань, и понесут наказание достойное их замыслов.

«Яко преогорчиша Тя Господи». Ибо против Тебя воздвигли они брань, ополчившись на преданных Тебе.

Евфимий Зигабен

Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху

Яко несть во устех их истины, сердце их суетно

Они (т.е. враги), беспрестанно говорят ложь, потому что это обманщики,—и всегда они заняты бывают мыслями бесполезными и пустыми, так как вместе с тем суть и люди коварные.

Гроб отверст (раскрытый) гортань их

Это сказано—или по причине мертвых догматов и зловонного богохульства еретиков, или же по причине вообще быстро разрушающихся, подобно мертвому трупу, их безрассудных изречений, или же наконец (скажем на основании истории) по причине гнусной надменности, какою исполнены были речи врагов Давида. А гроб, если только он закрыт, скрывает не только находящейся в нем труп, но и дурной запах, издаваемый им.

Языки своими льщаху (коварствовали)

Всякий коварный есть в тоже время и лжец, но не всякий лжец бывает человеком коварным, и злые действия человека коварного гораздо опаснее и вреднее. А против меня, говорит, враги мои действовали ложью и коварством вместе.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху.

Дает причину, чего ради просит помощи противу наветующих врагов: понеже де ни о чем ином не помышляют, как разве о том, чтобы обольстить, и что не удобно избежать наветов их. Несть, глаголет, во устех их истины, но ложь, коварство и обман: иное говорят, иное мыслят. Сердце их внутрюду убо суетно, внеуду же развращенно; ибо не мудрствуют, ниже помышляют, разве суетная. Гроб отверст гортань их: то есть, уста или язык, которыми произносят они слова чрез гортань, подобны отверстию гроба; внутренность же их, сиречь душа, или сердце, в котором сокрыты желания и помыслы, суть аки трупы смердящие; ибо чрез гортань их не исходит слово здравое и спасительное, но или Богу обидное, или ближнему вредное. За сим, повторяя то же самое, присовокупляет: языки своими льщаху. То есть: глаголют не токмо ложная, понеже несть во устех их истины, но и льстивая: ибо под видом добра желают зла.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху

«Ради врагов моих», чтобы гибелью Давида не дать восторжествовать его врагам и считать себя правыми во всех их дурных действиях

«Нет в устах их истины» - враги распространяли о Давиде ложные сведения в народе (см. 2 Цар XV:2-6); «сердце их - пагуба» - они стремятся не к истинному благу народа, но к мелочным и честолюбивым целям, к завладению престолом и к почету (2 Цар XV:10); «гортань их - открытый гроб», распространением лжи они развращают народ и губят его, так как призывают народ к действиям беззаконным и противным Богу, Который не даст восторжествовать неправде.

Прот. Григорий Разумовский

Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху

См. Толкование на Пс. 5:9