Толкования на Пс. 6:4

Свт. Григорий Нисский

и душа моя смятеся зело: и ты, Господи, доколе

См. Толкование на Пс. 6:3

Свт. Афанасий Великий

и душа моя смятеся зело: и ты, Господи, доколе

И душа моя смятеся зело; разумеет душевные силы. И Ты Господи доколе? Выражение, показывающее продолжительность покаяния.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 4-5 И душа моя смятеся зело: и ты, Господи, доколе? Обратися, Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости твоея

«Ты же, Господи, доколе? Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей». Пророк непрестанно говорит: «Господи», приводя это слово, как некоторое право на снисхождение и милость. И действительно, вели­чайшая наша надежда в неизреченном Его человеколюбии, в том, что Он так готов оказывать снисхождение. А слово: «доколе» есть выражение человека не оскорбленного или негодую­щего, но скорбящего, сетующего и изнемогающего под бреме­нем искушений.

«Обратись, Господи, избавь душу мою». О двух предметах говорит здесь пророк: о том, чтобы Господь обратился, и чтобы избавил душу его. Праведники особенно заботились о том, чтобы Господь примирился с ними, был милостивым и благосклонным к ним и не отвращался от них. За этим следует и другое: чтобы избавлена была душа. Не так посту­пают многие из людей, особенно более грубых, – они ищут одного только, как бы устроить свое настоящее благополучие. А праведники напротив заботились о том, как бы получить спасение души, драгоценнее которой для них не было ничего.

Беседы на псалмы. На псалом 6.


Вижу я – красота души моей уже увядает, конец приближается, старость входит в силу, склоняется лето мое к концу, проходит; мой жнец спешит, показывает серп, несет секиру, угрожает мне по­сечением; вот обнаруживается мое бесплодие, и меня ввергают в огонь. «И душа моя возмущена сильно». Я уже вижу вора: он приближается и торопится похитить меня, пресечь дни моей жизни. «И душа моя возмущена сильно». Вижу долгую и трудную дорогу из этой жизни, к той и не имею для нее запасов. «И душа моя возмущена сильно». Вижу, при­ближается заимодавец и схватывает меня как добычу. «И душа моя возмущена сильно». Вижу, докладчик (λογοθέτης) потрясает рукописанием моих грехов, и узники скрежещут зубами. «И душа моя возмущена сильно». Вижу я (вокруг себя) многих обвинителей и ни одного защитника. «И душа моя возмущена сильно». Страшусь и томлюсь, дрожу и трепещу, и не знаю, что делать. Просить (продлить) срок жизни? Но, боюсь, на­делаю новых грехов в добавок к прежним. Тогда какими гла­зами я буду смотреть на Судию? Я теряюсь в беспомощности, потому что вижу себя в последней крайности. А лукавый не перестает меня преследовать, свойственное плоти смятение не перестает смущать меня, враги не прекращают своей войны против меня, лукавые мои по­мыслы никак не успокаиваются. «И Ты…, Господи, доколе (не явишь мне помощи)?» По­чему Он не дает знака? Почему не скажет? В крайнем унынии и тесноте пророк хотел сказать Богу что-нибудь ужасное и дерзкое, и вот, обращаясь к Нему, говорит: «И Ты…, Господи, доколе»? Ведь Ты видишь, Господи, в каком я жалком и беспомощном положении? Ты видишь нападения на меня, силу врага, телесный пламень, войну помыслов, краткость времени и мое изнеможение? Доколе же, нако­нец, Ты не оказываешь сострадания? Доколе не защищаешь? Доколе не обращаешь внимания? Доколе не долготерпишь? Доколе не избав­ляешь? Доколе не наказываешь? Доколе не умилосердишься? Ведь, хотя я и достоин совершенного отвержения, но по милости твоей на­деюсь получить прощение.

Беседа на псалом Давида о восьмом дне.

Прп. Анастасий Синаит

и душа моя смятеся зело: и ты, Господи, доколе

«и Ты, Господи, доколе?» Что пророк имел в виду, не сказано, но с высоты уныния и скорби нечто страшное и дерзновенное возжелал сказать Богу, но сдержал себя и не дерзнул произнести таковое, но лишь произносит: «и Ты, Господи, доколе?». Вот, Владыко, Ты знаешь все мои несчастья беды и страдания. Ты видишь всю вражду против меня, видишь плоти моей страстное разжение и восстание, видишь, как разбойники нападают; видишь, как лета мои быстро протекли и сила ослабела. Посему, Господи, доколе Ты не сжалишься надо мною? Доколе не защитишь? Как долго будешь презирать меня? Как долго будешь медлить? Доколе не наказываешь, доколе не помилуешь и не избавишь меня? Хотя я и достоин всяческого отвержения, но по милости Твоей да сподоблюсь я оставления [грехов]. Ибо презрение Твое ведет нас к окончательному падению. Так помышляя, пророк в унынии взывает к Богу, но сдерживает себя, чтобы не явиться богоборцем.

Слово на шестой псалом.

Блж. Феодорит Кирский

и душа моя смятеся зело: и ты, Господи, доколе

См. Толкование на Пс. 6:3

Евфимий Зигабен

и душа моя смятеся зело: и ты, Господи, доколе

И душа моя смятеся (возмущена) зело—не перенесши т.е. силы скорбей.

Выражение это особенно прилично тем случаям, когда кто-нибудь бывает возбуждаем к безрассудному какому-либо гневу или постыдной страсти. Ибо тогда диавол, с силою устремляясь на нас, подобно сильному ветру, волнующему море, старается возмущать и тело наше и нашу душу, тогда как тело, так и душа наша приходят в расстройство, обуреваются и не сохраняют своего собственного назначения и порядка.

И Ты, Господи, доколе

Это голос—не человека ропщущего на Бога, а человека томимого скорбями. Я, говорит пророк, долго оставался как бы в некотором забвении у Тебя, Господи; а между тем я находился в таком состоянии, что сильно нуждался в Твоей помощи. Потому что к тем, которые бывают искушаемы от своих собственных грехов, Господь не тотчас поспешает на помощь, по великому своему смотрению. Во время, говорит, благоприятно услышах Тя. Напротив к тем, которые бывают искушаемы по причине козней лукавого, Господь скоро спешит с своею всесильною помощью. Еще ти глаголющу, говорится в Писании, реку: се Аз.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

и душа моя смятеся зело: и ты, Господи, доколе?

Дабы удобнее преклонить Бога на милость, приводит кающийся Давид несколько доводов, из которых первый берет от признания греха и немощи своея, аки бы сказал: я признаюсь, что прогневал Тебя моими грехами, и потому достоин Твоего наказания. Но ты, Господи, помилуй мя. Не зри на грехи мои яко на вины, преогорчевающия Тя, но яко на немощи, или паче, на бедствия, происходящия от растленнаго грехом естества: и сего ради не накажи яко Судия, но исцели яко Врач. Жги и секи, аще потребно, но с милостию, да исцелею, а не с гневом и яростию, да не погибну. Грехи нарицает бедствиями: и праведно; истинныя суть бедствия, и чем от большия злобы содеваются, тем большее бедствие наносят, и чем меньше познаем мы их, тем беднейшие есмы. Исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя. То же повторяет иными словами: ибо когда милосердствует Бог, тогда отъемлет бедность и, следовательно, врачует и исцеляет; почему одно и то же есть: помилуй мя, и: исцели мя. Равным образом, одно и то же есть: яко немощен есмь, и: яко смятошася кости моя, ибо под именем костей означается крепость и сила, кости же мятутся тогда, когда изнемогает сила, что относится ко внешнему чувствованию презельныя болезни, проницающия самыя кости; оныя же слова: и душа моя смятеся зело, означают зельность болезни внутренния, каковую чувствует душа, поражаемая страхом Божия суда за грехи. И ты Господи, доколе? Сии слова хотя неполны, но имеют великую силу: ибо означают, что произнесены от души зело смущенныя, и не могущыя составити целаго и порядочнаго слова. Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

и душа моя смятеся зело: и Ты, Господи, доколе

См. Толкование на Пс. 6:3

Лопухин А.П.

и душа моя смятеся зело: и ты, Господи, доколе

См. Толкование на Пс. 6:3

Прот. Григорий Разумовский

и душа моя смятеся зело: и ты, Господи, доколе

См. Толкование на Пс. 6:3