Толкования на Пс. 6:5

Свт. Григорий Нисский

Обратися, Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости твоея

См. Толкование на Пс. 6:3

Свт. Афанасий Великий

Обратися, Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости твоея

Обратися Господи, избави душу мою. Значит, Господь отвращался от него, очевидно, за грех. Спаси мя ради милости Твоея. Ибо все спасение наше приписывать должно милости Божией.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Обратися, Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости твоея

См. Толкование на Пс. 6:4

Беседы на псалмы. На псалом 6.


Не ради моих дел, потому что они злы, не ради моих трудов, потому что я слаб, но «по милости Твоей».

О, Владыка, если Ты хочешь судиться со мной, я сам произнесу над собой приговор и исповедую, что я достоин смерти, но Ты – «спаси меня по милости Твоей». Я всецело полагаюсь на Твою милость и ничего своего не имею. Я прошу милостыни, так не требуй же от меня за нее платы. Никто не покупает милостыни, все получают ее даром. Так и Ты «спаси меня по милости Твоей». Вспомни Твои слова, сказанные Тобою в Твоих святых Пи­саниях. Вспомни, Господи, что «помышление сердца человеческого – зло от юности его» (Быт.8:21). Вспомни, Господи, что созданный Тобою прах воспламеняется и имеет кровь. Вспомни, Гос­поди, что «человек подобен суете« (Пс.143:4), что «не оправдается пред Тобою никто из живущих» (Пс.142:2). Вспомни, Владыко, что «если… беззакония будешь усматривать, Господи, Господи, кто устоит?» (Пс.129:3). Вспомни, Вла­дыко, что «как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною? Вот даже луна, и та несветла, и звезды нечисты пред очами Его» (Иов.25:4–5). Вспомни, Господи, что «вот, я в беззакониях зачат и во грехах родила меня мать моя» (Пс.50:7). Вспомни, Вла­дыко, что и самое небо, и даже силы ангельские не чисты пред То­бою, если уж и с неба ниспали некоторые из них за свой грех. Поэтому, «спаси меня по милости Твоей», меня, просящего у Тебя ми­лости. Ведь нисколько не будет удивительно, если Ты помилуешь достойного; не будет ничего странного, если Ты помилуешь правед­ного, потому что он достоин этого. И если усердного прославишь, ничего не будет особенного: это будет делом простой справедливости. А вот на мне недостойном яви Ты свои удивительные милости, чтобы на мне прославлено было Твое человеколюбие. Так и врач тогда счи­тается искусным, прославляется и восхваляется, когда излечивает неизлечимые и безнадежные болезни; и царь тогда считается добрым, когда дарует жизнь недостойным. Как Творец, Ты знаешь слабость нашей природы; Ты знаешь ее и как восприявший и спасший ее. По­этому и теперь «спаси меня по милости Твоей»; пусть моя злоба не по­бедит Твоего благоутробия, пусть мое нерадение не истощит Твоего неистощимого человеколюбия. За сколько благодеяний должен быть признателен я твоей незреченной благости! Ты произвел меня из небытия в бытие, умножил, возвеличил и все покорил под ноги мои (Пс.8:8). Потом заблудшегося и умерщвленного Ты искупил собственною кровью, обнаженного прикрыл, обнищавшего обогатил; сделал Ты меня и сыном, и братом, и наследником, и сонаслед­ником. И какой ответ дам я за все это – недоумеваю. Поэтому – «не войди в суд с рабом Твоим» (Пс.142:2) и не обращай на грехи мои своих угроз, но «отврати лице Твое от грехов моих» (Пс.50:11). Не устанавливай весов по строгой справедливости, но будь человеко­любив, склони их с той стороны на эту, от моей тяжести в сто­рону Своего милосердия; оставь без внимания тяжесть моих беззаконий, пройди молчанием множество моих грехов и «спаси меня по милости Твоей», которою получили спасение все спасенные. Назову ли я Моисея, – и он не безгрешен, по свидетельству Писания; вспомню ли Аарона или даже самого Петра, верховного и великого, – и они не безгрешны и не беспорочны. Поэтому верою я хочу спастись, верою, а не делами, чтобы и мне сказал Человеколюбец: «вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Лк.8:48). Кому ты ни прощал грехи, никому не сказал: «твои дела спасли тебя», – потому что пред Ним всякая правда чело­веческая как рубище кровоточивой. Поэтому опять повторю: «спаси меня по милости Твоей». И: «милость [Твоя]…:последует за мною во все дни жизни моей» (Пс.22:6). «Милость Твоя последует за мною», злобно убегающего от Тебя и постоянно спешащего ко греху. «Милость Твоя» меня и удержит, в наморднике и узде приведет меня, уклоняющегося от Тебя, потому что Ты – Бог, «единый творящий чудеса» (Пс.71:18). По­этому, «яви дивно милости Твои, спасая уповающих [на Тебя]» (Пс.16:7).

Ты исполняешь наши надежды и упования, – неужели же не исполнишь наших просьб о милости? Должен был Тебе некто десять тысяч талантов и пришел к Тебе просить еще небольшой отсрочки; а Ты, Человеколюбец, хотел совершенно простить ему все десять тысяч, если бы он не обидел после этого своего брата. Воз­вратился к Тебе некогда распутный сын, желая быть одним из наемников Твоих, а Ты сделал его сыном и наследником. Про­сил Тебя разбойник только вспомнить о нем в царствии Твоем, а Ты удостоил его и самого рая. Пришла к Тебе блудница только с плачем без всякой просьбы, и получила от Тебя то, на что надея­лась и чего искала. Плакал Петр, прося прощения, а ты сделал его ключником царства и церкви. Такова Твоя воля о впадших в крайнее отчаяние, потерявших всякую надежду, опережающих грех до самого дна ада. Покажи на них величие Твоего человеколюбия.

Беседа на псалом Давида о восьмом дне.

Прп. Анастасий Синаит

Обратися, Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости Твоея

Сообразно со свойствами Владыки пророк выше говорил: помилуй мя, Господи, исцели мя. Затем продолжает: обратися, как пастырь, как наставник, избавь меня, как крепкий; спаси мя ради милости Твоея, а не ради моих дел, ибо они злы; не ради слов моих, ибо они тщетны, но спаси мя ради милости Твоея. Владыко! Если Ты захочешь судиться со мной, то я сам произношу над собой суд и признаю себя достойным смерти. К милости Твоей я прибегаю, ничего не имея прибавить от своих дел. Лишь милости прошу у Тебя, не требуй от меня уплаты за нее. Никто никогда не покупает милость, но получает ее как дар. Посему спаси мя ради милости Твоея. Вспомни слова Свои, которые Ты изрек в Святых Писаниях: «прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его» (Быт.8:21); вспомни, Владыко, «яко персть есмы» (Пс.102:14). Вспомни, яко «человек суете уподобися» (Пс.143:4), вспомни, «яко не оправдится пред Тобою всяк живый» (Пс.142:2). Вспомни: «аще беззакония назриши Господи, Господи, кто постоит» (Пс.129:3)? Вспомни: «кто бо чист будет от скверны? Никтоже, аще и един день жития его на земли» (Иов.14:4). Вспомни, яко «в беззаконии зачат есмь и во гресех роди мя мати моя» (Пс.50:7). Помни, что и самое «небо не чисто пред Тобою» (Иов.15:15), даже воинства Ангелов не беспорочны пред лицем Твоим, если и с неба некоторые спали из-за греха своего. Посему спаси меня, нуждающегося в Твоей милости. Если Ты спасешь достойного –нет в этом ничего удивительного. Если помилуешь праведного – ничего особенного в том нет, ибо он того достоин. Если Ты прославишь усердного – ничего в этом не будет великого, ибо это справедливо. Но более яви на мне милость Свою, дабы во мне прославилось человеколюбие Твое. Потому что и врач искусный тогда только достоин похвалы и удивления, когда исцеляет неизлечимых и безнадежных. И царь благой тогда только прославляется и восхваляется, когда раздает дары не заслужившим их. Ибо Ты, Создатель, знаешь немощь нашей природы, потому что Сам облекся в нее и спас наше падшее естество. … Но, Человеколюбче, обратись и сделай так, чтобы Твоя милость перевесила бремя грехов: презри тяжесть вольных наших согрешений и превзойди своей милостью множество наших беззаконий. Спаси нас Твоей милостью, которой спаслись все, стремящиеся ко спасению. Я мог бы привести в пример Моисея, но и он был не безгрешен, как засвидетельствовало Писание. Мог бы упомянуть и об Аароне, и о Давиде или о самом верховном и великом Апостоле Петре – но и они не были безгрешны и беспорочны. Посему прошу Тебя, спаси меня верою, а не делами, дабы и для меня, Человеколюбие, Ты изрек сии слова: «вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк.7:50). Владыко! Ты никому не сказал из тех, которым даровал прощение: твои дела спасли тебя, потому что вся наша правда пред Тобой, «якоже порт жены нечистыя» (Ис.64:6). Поэтому вновь повторяю сии слова: спаси ради милости Твоея. «Милость Твоя поженет мя (последует за мной) вся дни живота моего»(Пс.22:6). Пусть Твоя милость последует за мной, беглым рабом, который постыдно от Тебя убегает и постоянно стремится ко греху. Пусть милость Твоя сопутствует мне, препятствует ногам моим [вступить на путь неправды], удилами и уздою обуздывает меня если я не пойду к Тебе, ибо Ты еси «Бог…, творяй чудеса Един» (Пс.71:18). Посему и на мне «удиви милости Твоя, спасаяй уповающия на Тя» (Пс.16:7), – ведь Ты даруешь милость более, нежели мы просим и надеемся получить. Владыко! Некогда приступил к Тебе должник, который занял у Тебя десять тысяч талантов и просил лишь немного потерпеть (ср. Мф.18:24). Но Ты, по человеколюбию Своему, вовсе простил ему (хотя он и не сумел воспользоваться Твоим прощением, не простив злобно брату своему его долга). Обратился к Тебе, стыдясь, блудный, [желая] стать одним из «наемников Твоих», а Ты сделал его «сыном» и наследником (Лк.15:19). Попросил Тебя разбойник только помянуть его во Царствии Твоем, и Ты весь рай ему даровал (ср. Лк.23:40). Приступила к Тебе блудница, с одним лишь плачем, ничего не прося, и получила несравненно более того, на что [тайно] надеялась и чего искала (ср. Лк.7:38). Петр некогда заплакал, прося прощения, Ты же сделал его хранителем Своей Церкви и Царства Небесного. Ибо таково у Тебя свойство: в предельно отчаявшихся, в не имеющих надежды на спасение, в тех, которые достигли самого дна ада во грехе, – в них являть величие Своего человеколюбия. Посему я вновь говорю и не перестану повторять: «спаси мя ради милости Твоея».

Слово на шестой псалом.

Блж. Феодорит Кирский

Обратися, Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости твоея: яко несть в смерти поминаяй тебе, во аде же кто исповестся тебе

См. Толкование на Пс. 6:3

Евфимий Зигабен

Обратися, Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости твоея

Обратися ко мне, Господи, избави душу мою

Хотя Ты, Господи, и отвратил лице Твое от меня за мои грехи, но обрати, говорит, его снова ко мне и избавь меня от скорбей моих.

Спаси мя ради милости твоея

Прошу, говорит, я этого—не за собственные добрые дела, ибо их у меня нет; но по милости Твоей.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Обратися, Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости твоея:

Вторый довод берет от милости Божией, глаголя: обратися, Господи, то есть: воззри на мя милосердым оком, и якоже прежде отвратил еси лице Твое от Мене за беззакония моя, тако ныне обрати очи Твои на мя за покаяние мое. Воззрение бо Божие есть вина всех наших благ. Обрати лице Твое, и спасемся (Пс. 79:4). И паки: отвратил еси лице Твое, и бых смущен (Пс. 29:8). Воззрел Господь на Петра – и Петр, изшед вон, плакася горько (Лк. 22:6162). И святый Иаков того ради нарицает Бога Отцем светов (Иак. 1:17); понеже как солнце лучами своими освещает, согревает и оживляет тела: тако Бог, взирая на человека оком любви, просвещает, согревает и оживотворяет душу. Сего-то ради и Пророк зде глаголет: обратися Господи. Потом присовокупляет: избави душу мою. Изведи от рова, в негоже грехом падеся; исхити от сети ловящих, еюже запутана держится; свободи из рук врагов, имже предана греха ради. Спаси мя от последующаго осуждения во ад и избави от предстоящей опасности смерти. Сего великаго дара дерзаю просити, не яко аз достоин есмь, но яко Ты милостив еси. Спаси мя ради милости Твоея.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Григорий Разумовский

Обратися, Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости Твоея

Обратися значит: поворотись лицом ко мне, не отвращайся от меня. Выражение это взято от тех, которые, разгневавшись, отвращаются и не хотят смотреть на прогневавших или провинившихся. Как солнце лучами своими освещает, согревает и оживляет тела, так и Бог, взирая на человека благоволительным оком, просвещает, согревает и оживотворяет душу. Поэтому у псалмопевцев, как и вообще у священных писателей, нередко употребляются выражения: обратися, обрати лице Твое на ны, и наоборот: отвратися, отврати лице Твое от грех моих, первое – в смысле благоволения, милостивого расположения, а второе – в смысле негодования, ярости и гнева. Душа моя, говорит пророк, потрясена, скорбит и мучится; воззри же на меня, Господи, милостивым Твоим оком и избави душу мою от угнетающей ее скорби; и спаси меня от угрожающего мне за грехи мои вечного осуждения, спаси не ради моего недостоинства, но ради милости Твоея.

Объяснение священной книги псалмов.