Толкования на Пс. 6:6

Свт. Афанасий Великий

яко несть в смерти поминаяй тебе, во аде же кто исповестся тебе

Яко несть в смерти поминаяй Тебе. Поелику время покаяния стало у меня продолжительно; то убоялся я, чтобы милосердия Твоего не предварила смерть, в которой нет места исповеданию. А потому и прошу поспешить милостию.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Яко несть в смерти поминаяй тебе, во аде же кто исповестся тебе

Посмотри, сколько он приводит причин ко спа­сению. «Ибо я», говорит, «немощен; ибо кости мои потрясены» так как я прошу этого у Господа; «ибо в смерти нет памятования о Тебе», – выражая этими словами не то, будто наше бытие окан­чивается с настоящей жизнью, – нет, он знал учение о вос­кресении, – а то, что после отшествия отсюда покаяние уже не может иметь места. Так и богач исповедовал грехи свои и раскаивался, но это не принесло ему никакой пользы по не­благовременности (Лк.16). И девы желали получить елей, но никто не дал им (Мф.25). Поэтому и пророк просит, чтобы здесь были омыты грехи его, дабы пред страшное суди­лище он мог предстать с дерзновением.

Беседы на псалмы. На псалом 6.


Во аде нет покаяния, нет избавления от смерти, нет никакой на­дежды на облегчение. Наша жизнь есть торжище; когда оно закрыто, никто уже не может торговать. Когда состязание окончилось, никто уже не может состязаться и получить венец. С наступлением ночи, прекращается собрание и (получение) прибыли. Послушай, что говорит Писание о всяком человеке, окончившем жизнь: «на что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком?» (Иов. 3:23).

Итак, если Бог затворил, какое уже там может быть по­каяние во грехе? Эта жизнь – для трудов, а та предназначена для вен­цов. В этой жизни (действует) человеколюбие (Божие), а в той – истинный праведный суд. Поэтому – «спаси меня по милости Твоей. Ибо никто из умерших не вспоминает о Тебе, а в… аду… кто исповедает Тебя?». Кто? Никто! Пророк, постоянно вспоминая о том ужасном дне и часе, имел непреодолимый страх, томился непрестанной душевною болью, печалился и проводил ночи в плаче.

Беседа на псалом Давида о восьмом дне.

Прп. Анастасий Синаит

Яко несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе

Посему я спешу, посему трепещу, посему напрягаю силы, достоверно зная, что если настигнет [меня] конец жизни моей, то во аде никак мне не принести покаяние. Ибо нет во аде покаяния, нет по смерти прошения, нет во гробе оставления [грехов]. Наша жизнь подобна торгу: как только торг прекратится, никто не может там что-либо купить. Если поприще прекращено, то никто не подвизается на нем и не получает венок. После того как спускается ночь, ни рыночная площадь, ни прибыль не видны. Послушай, что говорит Писание о всяком человеке, завершающем жизненный путь: «Смерть… мужу покой, егоже путь сокровен есть: затвори бо Бог окрест его» (Иов.3:23). Там, где Бог затворил, – как возможно покаяние? Сия жизнь – жизнь труждающихся, та – увенчанных венком. Сия жизнь – явление Божьего человеколюбия, та – истинного правосудия. Посему спаси мя ради милости Твоея, яко несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе? Кто? Никто. А потому хорошо заранее готовить себя к тому [грядущему] путешествию, запасаясь на путь всем необходимым, дабы то ночное и темное время не застало нас неготовыми, как неразумных дев. Зная это, и другой мудрец заставляет нас подняться, побуждает к рвению и говорит: «уготовляй на исход дела твоя, и уготовися на село» (Притч.24:27). Селом я называю человеческую жизнь, ибо «всяка плоть сено и всяка слава человек яко цвет травный» (Ис.40:6). – «Уготовляй на исход дела твоя», потому что «человек, яко трава дние его» (Пс.102:15), и «уготовися на село», ибо «яко цвет селный, тако оцветет» (Пс.102:15), опадет, и иссохнет, и «восстанет на глас птицы» (Еккл.12:4) всякая трава, то есть «во гласе архангелове и последней трубе» (1Сол.4:16) всякая плоть восстанет из мертвых (ср. 1Кор.15:52). И вновь сказано: «поминай последняя твоя и во веки не согрешишь» (Сир.7:39). Пророк всегда помнит о последних своих, всегда имеет страх о том страшном часе и непрестанно в умилении проводит ночи, плача и рыдая.

Слово на шестой псалом.

Блж. Феодорит Кирский

Яко несть в смерти поминай Тебе, во аде же кто исповестся Тебе

Посему умоляю сподобить меня врачевания в настоящей жизни. Ибо знаю, что отшедшим из сей жизни в язвах не будет уже подано никакого врачевания; потому что для них не имеет места врачевство покаяния.

Евфимий Зигабен

яко несть в смерти поминаяй тебе, во аде же кто исповестся тебе

Яко несть в смерти поминаяй Тебе (Ибо умерший не вспоминает Тебя).

Смертию здесь пророк называет грех, так как он есть виновник смерти; ибо сначала явился в мир грех, а за ним уже явилась и смерть, как его следствие. И так, говорит пророк, тот, кто творит грех, в то самое время не помнит уже о Боге, как бы опьяневший от этого греха и ослепленный им. Или же: пророк называет здесь смертию время кончины, когда человек вместе с жизнь утрачивает и возможность памятования о Боге или призывания Его к себе на помощь, ибо в то время это призывание уже бесполезно.

Во аде же кто исповестся (исповедается) Тебе?

Раскаяние в соделанных грехах обыкновенно бывает только пред смертью; а потом—за нею наступает уже собственно время воздаяния.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

яко несть в смерти поминаяй тебе, во аде же кто исповестся тебе?

Третий довод берет от славы Божией. Молю, глаголет, да не яростию Твоею обличиши мене. Аще бо сие сотвориши, без сомнения, на смерть вечную осужден буду: аще же осужден буду, постраждет от части память Твоя, и хвала Твоя. Осужденнии бо во ад не воспоминают о Бозе, ниже исповедуют благодеяний и милостей Твоих. Те, кои место сие толкуют о смерти телесной и под именем ада разумеют гроб, неосновательно приводят слова Езекии царя у Исаии положенныя: не похвалят Тебе иже во аде, ни умершии возблагословят Тя (Ис. 38:18). Ибо и сие место по всему разуметь должно о смерти вечной, и о аде осужденных. Хотя бо Езекия и боялся умереть телесно, но не меньше боялся умереть и душевно: почему и воспел оную песнь в возблагодарение Богу, понеже уразумел от дара телеснаго здравия, яко от знамения Божественнаго о себе благоволения, отпущения грехов и избавление от опасности геенны. Сего ради и произнес сии слова: Ты избавил еси душу мою, да не погибнет, и завергл еси за мя вся грехи моя: не похвалят бо Тебе иже во аде, ни умершии (сиречь осужденнии в геенну) возблагословят Тя, и не надеются, иже во аде, милости Твоея (Ис. 38:1718). В самом деле, ежели бы о единой смерти телесной сие разуметь надлежало: то были бы весьма маловажны доводы Пророка, который вопреки глаголет, что умершие телесно и лежащие во гробе хотя и не хвалят Бога по телу (не возможно бо сие), но души их, живущия присно, хвалят Его: телеса же, лежащая во гробе, ожидают правды Божией, сиречь вернаго обетования воскресения. Едини точию нисходящии во ад на вечное осуждение и не ожидающии реченныя Божия правды не воспоминают о Бозе, ниже хвалят Его, и никогда хвалить не будут. Тако разумеет сие Езекиино место Иероним, в толковании на Исаию, и иные Отцы.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

яко несть в смерти поминаяй тебе, во аде же кто исповестся тебе

Давид выставляет новый мотив, почему он просит Бога о своем помиловании. Его настоящее физическое состояние и нравственный недуг таковы, что по его пониманию должны привести к смерти, в шеол, а там «нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» Памятование о Боге состоит в проникновении Его заповедями, требующими внешнего обнаружения; славить Бога - значит не только составлять гимн в честь Его, но прославлять Его своими делами. Того и другого лишены живущие в шеоле, как месте бездеятельного спокойствия и духовной напряженности в ожидании будущего суда Божия (см. кн. Иова XII:12-14; III:13-20). Таким образом смерть Давида в настоящем положении не дала бы ему возможности осуществить назначение человека на земле, и о даровании этой возможности он и молит.

Прот. Григорий Разумовский

Яко несть в смерти поминаяй Тебе: во аде же кто исповестся Тебе

По русскому переводу: «ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» Слово поминаяй означает деятельное памятование о Боге, или хождение пред Богом, угождение Господу. Ад (от греч. – «не видеть») собственно означает темное место, а в переносном смысле – гроб, могилу, вообще состояние по смерти. Исповедание здесь то же, что покаяние, раскаяние во грехах, нравственно добрая перемена, какая только возможна в настоящей жизни, при благодатных средствах Святой Церкви. Таким образом, смысл изречений сего стиха может быть выражен так: спаси меня, Господи, милостью Твоей: ибо я боюсь, как бы смерть не предварила Твоего милосердия, милости прощения грехов моих,– так как по смерти невозможно благоугодить Тебе; смерть низводит во ад, а во аде уже нет места покаянию.

Объяснение священной книги псалмов.