Толкования на Пс. 7:5

Свт. Афанасий Великий

Аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощ

Аще воздах воздающым ми зла. Представляет свою незлопамятность, прося за это милости у Бога. Да отпаду убо от враг моих тощ. Как победивший праведник уходит от врагов с полными руками, так побежденный грешник уходит от них тощ, ничего при себе не имея.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощ

«Если я платил злом», говорит. Слушайте вни­мательно. Сказанное в этих словах – немаловажно. Хорошо – не обижать; но гораздо лучше и достойнее любомудрой души – не мстить за обиды. Хотя закон дозволял это, повелевая исторгать око за око, и зуб за зуб (Втор. 19:21), хотя мще­ние не было нарушением закона, но он был так любомудр, что не только не нарушал закона, но во многом превосходил закон и восходил выше пределов его, так как он не счи­тал достаточным для добродетели не переступать пределов заповедей. Как апостол Павел, позволяя от благовестия жить, сам не жил, но проповедовал евангелие безмездно (1Кор. 9:14), так и блаженный Давид, не смотря на то, что закон дозволял мстить за обиды, не оставался в этих пре­делах, но превосходил их. От нас же требуется – не только не мстить врагам, но и благодетельствовать им: «молитесь за обижающих вас», «благотворите», сказал Господь, «ненавидящим вас» (Мф. 5:44). Для Давида немаловажно было – не мстить, но гораздо выше заповеди закона; поэтому он и гово­рит: «если я что сделал, если есть неправда в руках моих, если я платил злом тому, кто был со мною в мире». В отношении к сыну, конечно, препят­ствовала этому сама природа; но оскорблял ли я, говорит, кого-нибудь, или мстил ли другим? Какое же прощение, какое оправ­дание можем иметь мы, которые после пришествия Христова не достигаем меры живших в ветхом завете, тогда как от нас требуется это с большим избытком? «Если», сказал Господь, «праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5:20). Как живший под законом и де­лавший добро неравен жившему до закона и делавшему тоже, так и живущий под благодатью неравен жившему под зако­ном, но и по времени есть между ними великое различие. Па­вел, объясняя это в отношении к пороку и в отношении к добродетели, смотри, как много удивляется одним и как счи­тает достойными других большего наказания: «ибо когда язычники», го­ворит он, «не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон» (Рим. 2:14).

Видишь ли, как он хвалит и прославляет делавших добро без закона? Посмотри же, как он считает достойными большего наказания согрешающих под благодатью в сравнении с грешившими под законом: «отвергшийся закона Моисеева», говорит он, «при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» (Евр. 10:28,29). А грешивших прежде закона считает он достойными меньшего наказания в сравнении с грешившими под законом: «те», говорит, «которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут», т.е. бу­дут наказаны легче, не имея своим обвинителем закона, а одну только природу, «а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся», т.е. будут наказаны тяжелее, имея своим обвини­телем, кроме природы, и закон (Рим.2:12).

Беседы на псалмы. На псалом 7.

Свт. Василий Великий

аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощь

См. Толкование на Пс. 7:4

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощь

См. Толкование на Пс. 7:4

Прп. Авва Дорофей

Ст. 5-6 Аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощь: да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит

Ни чему столько не удивляюсь, как тому, что мы сами не понимаем, что поем. Ибо мы поем ежедневно, проклиная себя, и не понимаем сего. Не должны ли мы понимать того, что поем? Мы всегда говорим: аще воздах воздающим ми зла: да отпаду убо от враг моих тощ. Что значит: да отпаду? Пока кто стоит, он имеет силу сопротивляться врагу своему; то он поражает, то его поражают; то он одолевает, то его одолевают; но он все еще стоит. Если же ему случится пасть, то как он может, лежа на земле, бороться с врагом своим? А мы молимся о себе, чтобы нам не только пасть от врагов своих, но и да тщи отпадем. Что значит: отпасти от враг своих тщу? Мы сказали, что пасть - значит не иметь более силы сопротивляться, но лежать на земле; а быть тщу значит не иметь ничего доброго, чтобы и каким-нибудь образом (можно было) встать. Ибо кто в силах встать, тот может приложить попечение о себе и каким-либо образом снова вступить в бой. Потом говорим: да поженет убо враг душу мою, и постигнет; не только да поженет, но да и постигнет: да будем ему покорны, да повинуемся ему во всем, и в каждом деле, да одолеет он нас, если мы воздаем злом делающим нам злое. И не только об этом молимся, но и да поперет в землю живот наш. Что такое живот наш? Жизнь наша суть добродетели, и мы молимся, чтобы враг попрал в землю жизнь нашу. Да будем совершенно земными, и все мудрование наше (да будет) пригвожденно к земле. И славу нашу в персть вселити: что же слава наша, если не то ведение, какое приобретается душею чрез хранение святых заповедей. И так мы просим, чтобы (враг) обратил славу нашу, как говорит Апостол, в студ наш, чтобы в прах вселил ее и сделал жизнь нашу и славу нашу земными, дабы мы ничего не мудрствовали по Богу, но все только телесное, плотское, как те, о которых Бог сказал: не имать пребывати дух Мой в человецех сих, зане суть плоть (Быт. 6,3). Видите, когда мы поем все сие, мы проклинаем самих себя, если воздаем злом за зло. А как часто воздаем мы злом за зло, и не заботимся о сем, но оставляем это без внимания!

Из поучения 8-го. О злопамятности.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 5-6 Аще воздах воздающим ми зла: да отпаду убо от враг моих тощь. Да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит

У добродетели много видов, не целомудрие только и благоразумие, но и мужество и справедливость. Посему Давид свидетельствует здесь не о том, что достиг он высокой добродетели, но что, не сделав ни малейшей обиды врагам, не справедливо терпит от них гонение. Не только, говорит, сам я не начинал обиды, но даже никогда не соглашался мстить обидевшим. Многократно имея у себя в руках Саула, не воздал ему за несправедливую неприязнь. Посему умоляю Тебя, Владыка, премудро все ведущаго, судить меня правдиво, и если сделал я когда что-либо подобное, лишить меня Своей попечительности (ибо сие выражает словами: «да отпаду убо от враг моих тощь», и отдать меня в руки неприязненным, чтобы не только лишили меня дарованных мне Тобою славы и царства, но и предали поносной смерти. Ибо сие разумел, сказав: «славу мою в персть вселит».

Евфимий Зигабен

аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощь

См. Толкование на Пс. 7:4

Еп. Ириней (Орда)

аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощь

См. Толкование на Пс. 7:4

Лопухин А.П.

аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощь

См. Толкование на Пс. 7:4

Прот. Григорий Разумовский

аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощь

См. Толкование на Пс. 7:4