Толкования на Пс. 9:30

Свт. Иоанн Златоуст

Ловит в тайне яко лев во ограде своей, ловит еже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей

См. Толкование на Пс. 9:28

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Ловит в тайне яко лев во ограде своей, ловит еже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей

Должно заметить, что падший дух, желая овладеть Христовым подвижником, не действует властительски, но ищет привлечь согласие человека на предлагаемую прелесть, и по получении согласия овладевает изъявившим согласие. Святой Давид, описывая нападение падшего ангела на человека, выразился со всею точностию, сказав: Ловит, еже восхитити нищаго, восхитити нищаго внегда привлещи и в сети своей.


Диавол любить злодействовать тайно; любит быть непримеченным, непонятым. Он ловит в тайне, яко лев во ограде своей, ловит еже восхитити нищаго, неопытного и немощного инока. Он не терпит быть обнаруженным и объявленным: будучи обличен и объявлен, кидает добычу свою, уходит.

Приношение современному монашеству. Глава 32.

Прп. Серафим Саровский

Ловит в тайне яко лев во ограде своей, ловит еже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей

Диавол, как лев, скрываясь в оградe своей, тайно раставляет нам сети нечистых и нечистивых помыслов. Итак немедленно, как только увидим, надобно расторгать их посредством благочестивого размышления и молитвы.

Поучения.

Блж. Феодорит Кирский

Ловит в тайне яко лев во ограде своей, ловит еже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей

См. Толкование на Пс. 9:29

Евфимий Зигабен

Ловит в тайне яко лев во ограде своей, ловит еже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей

Ловит (подстерегает) в тайне, яко лев во ограде (логовище) своей

Здесь пророк развивает туже самую мысль, имея в виду указать этим на разнообразное коварство человека злого и показывает ясно, что он сам истинный зверь. Он точно лев, спрятавшийся в своей норе, которую он называет здесь оградою. Как лев нападает на слабейших животных, беспечно проходящих мимо его логовища; так делает и этот человек, пользуясь незаметно расставляемыми им для других ковами.

Ловит (сидит в засаде), еже восхитити (схватить) нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и

Сравнив выше человека коварного со львом, по его коварству, и как бы кровожадности, пророк и далее остается тверд при этом сравнении, давая тем понять, что подобному человеку именно свойственны действия льва. Он, говорит, нападает из своей засады как лев, чтобы схватить свою добычу и чтобы потом утащить ее в свою нору. А ловит он или подстерегает, сидя в своей засаде, не для того, чтобы схватить здесь какого-нибудь кровожадного или зловредного зверя, но чтобы схватить, говорю, бедного, бедного и состоянием и обедневшего силою человеческою. При этом пророк изъясняет и тот способ, которым этот бедняк будет похищен человеком коварным, говоря: внегда привлещи и, то есть утащит силою. Повторением же глагола восхитити пророк хочет показать величайшую степень нечестия коварного. Или также быть может, этим повторением слова, выражающего страдание, он хочет скорее подвигнуть Бога на защиту бедняка.

Прот. Сергий Терновский

Ст. 30-31 Ловит в тайне яко лев во ограде своей, ловит еже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей. Смирит его: преклонится и падет, внегда ему обладати убогими

Видно, что Пророк меняет предметы, от которых заимствует свое выражение; сперва нечестивого богача он сравнивал со львом, который ловит добычу. Сие сравнение прилично сильному, богатому человеку, ибо как льву ни один зверь не препятствует уловлять добычу и ни один не решится защищать слабейшее животное от льва, так и богачу никто не скажет: зачем ты строишь козни нищему? Никто не осмелится защищать пред богатым нищего, пред сильным бессильного (Сир. 13:25, 28). Но после он берет употребление от зверолова, который ставит сети. Так поступают часто богатые и сильные с бедными и бессильными; они ставят им различные сети, дабы уловить их, они не боятся Бога, который все видит, а перед людьми хотят носить личину добрых людей и потому делают это скрытно. Наконец, богатый издевается над бедным, смиряет его, ждет от него униженных просьб, поклонов и других знаков покорности.

Наконец, пророк опять переходит к животному: зверь, уловив слабейшее животное, оставляет его на свободе, удаляется от него, приклоняется и падает, как бы желая обмануть уловленного, - не воспользуется ли он его положением, чтобы освободиться? И как скоро уловленное животное начнет двигаться, он быстро устремляется на него. Так сильные люди оставляют иногда без внимания уловленного ими бессильного, а когда сей хочет воспользоваться таким положением или предпринимает какое-нибудь незначительное действие к своему освобождению, они простирают на него права своей власти.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.

Лопухин А.П.

Ловит в тайне яко лев во ограде своей, ловит еже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей

См. Толкование на Пс. 9:29

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 30–31 Ловит в тайне яко лев во ограде своей, ловит еже восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей. Смирит его: преклонится и падет, внегда ему обладати убогими

В этих словах пророк продолжает изображение злых дел нечестивого чрез сравнение его с лютым зверем, каков лев, а также с ловцом, расставляющим сети для уловления бессильных зверей. Нечестивый, говорит, как лев, который, намереваясь схватить добычу, притаивается, прилегает, скрывается в потаенном месте и потом, сделав страшный прыжок, схватывает свою добычу, быстро увлекает ее в свое логовище и там ее пожирает. Подобным образом поступает нечестивый, когда намеревается погубить невинного, – нечестивый смирит, уничижит бедного, завлекши его в свои сети и овладев им, преклонится и падет, т.е. погибнет, погубив прежде бедного.

Объяснение священной книги псалмов.