Толкования на Пс. 9:32

Свт. Афанасий Великий

Рече бо в сердцы своем: забы Бог, отврати лице свое, да не видит до конца

Рече бо в сердца своем: забы Бог. Диавол говорит это не потому, что это действительно так, но с намерением нас обольстить, чтобы мы преткнулись мыслию, подумав, что Бог нерадит о делах человеческих.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Рече бо в сердцы своем: забы Бог, отврати лице свое, да не видит до конца

Посмотри, в какую низвергается он пропасть погибели, какие составляет суждения; не осмеливаясь, по бесстыдству их, высказывать их явно, он содержит их в себе самом, восстает против истины и омрачает то, что яснее солнца, по слепоте души своей.

Беседы на псалмы. На псалом 9.

Блж. Феодорит Кирский

Рече бо в сердце своем: забы Бог, отврати лице Свое, да не видит до конца

Нисколько не помогут ему злочестивыя слова, безбожные помыслы; но на самом деле узнает, что Правитель всяческих назирает за делами человеческими. Злочестивыми словами сими крайне огорчившись, Пророк снова превращает речь свою в молитву, и говорит:

Евфимий Зигабен

Рече бо в сердце своем: забы Бог, отврати лице свое, да не видит до конца

Тот, которому попущено, чтобы все пожелания его души исполнялись, впадает в странные мнения, размышляет сам в себе, будто Бог забыл промышление свое о мире, что Он отвратил от него свое благодетельное смотрение о нем, так что решительно ничего не хочет видеть, что в нем делается. В конец же иногда значит «на всегда», а иногда—«совершенно» или «совсем»; а у тех, которые рассматривают это выражение подробно, стоит и то и другое значение. Должно заметить, что приведенные выше слова можно понимать как предсказание, относящееся первее всего к народу Иудейскому, а потом или вместе с тем и к Самому Иисусу Христу. Потому что первый, т.е. народ Иудейский, вместе с начальниками своими, в засаде подстерегал Того, Который чист от всякого греха, то есть Христа, и Который обнищал ради нашего спасения; за ним то народ Иудейский постоянно злоумышленно следил и делал все другое, что описано выше; потом, когда убил он этого праведника, также стал преследовать и Его учеников —апостолов, а наконец и сам этот народ был истреблен римлянами.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Рече бо в сердцы своем: забы Бог, отврати лице свое, да не видит до конца.

Показывает причину вышереченныя лютости, сказуя, что нечестивый того ради гонит праведнаго, понеже мнит в себе, что Бог не имеет внимания к делам человеческим и никогда не зрит, что творится на земле. Ты же смотри, в коликую пропасть погибели нечестивый снизходит, и какия мысли в себе питает: ибо чего явно произвести не смеет, о том в самом себе размышляет, ополчаяся противу истины, и то, что светлее солнца, помрачая в себе по причине лишения ума своего.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Рече бо в сердцы своем: забы Бог, отврати лице свое, да не видит до конца

Свой успех враг объясняет тем, что евреев «забыл Бог» и «не увидит никогда», что Он отвернулся от народа еврейского и уже не будет изливать на него своих милостей.

Прот. Григорий Разумовский

Рече бо в сердце своем: забы Бог, отврати лице Свое, да не видит до конца

Вот причина, почему нечестивые так жестоко преследуют бедных, – потому что уверяют себя, по крайней мере, в сердце своем, что Бог забывает о людях, не смотрит якобы на то, что делается на земле, а потому никогда не видит их злодеяний; потому они надеются остаться безнаказанными. Такие мысли, по мнению св. Афанасия, внушает людям дьявол, чтобы обольстить их [3, с. 63].

Объяснение священной книги псалмов.