Толкования на Пс. 9:38

Свт. Афанасий Великий

Желание убогих услышал еси, Господи, уготованию сердца их внят ухо Твое

Желание убогих услышал еси Господи. Ибо таково было их желание, таково было рвение сподобиться будущих благ. Уготованию сердца их внят ухо Твое. Ибо, на cиe уготовляемые, готовы они сердцем все претерпеть. А уготованием сердца называется некое обещание, — душевные движения соглашать с Божией волей.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 38-39 Желание убогих услышал еси, Господи, уготованию сердца их внят ухо твое. Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатися человек на земли

«Желание убогих Ты услышал, Господи, преданности сердца их вняло ухо Твое». Другой переводчик говорит (Акила): намерение сердца их услышало ухо твое. Третий (Симмах): устроишь, что сердца их услышит ухо твое. «Оправдай сироту и смиренного, дабы не продолжал более человек величаться на земле». Дру­гой (Акила): суди сирому и угнетенному. Видишь ли, как много пророк говорит и печется о самих людях порочных? Ведь они-то особенно и терпят зло. Несправедливо обижаемый терпит только потерю имущества, а обижающий подвергается крайней опасности. В самом деле, не важно ли то, что такие люди даже не чувствуют болезни, в которой находятся? Это – высшая степень бесчувственности, и потому они особенно достойны сожаления; это – знак несовершен­ного ума. Дети считают за ничто предметы опасные; они часто протягивают руки в огонь, а между тем боятся и пугаются, видя пустые маски. Подобно им и корыстолюбцы боятся бед­ности, которая нисколько не страшна, но еще доставляет безо­пасность, и высоко ценят неправедно собранное богатство и любостяжание, которое страшнее всякого огня. Подлинно любо­стяжание всегда есть зло. Поэтому и пророк постоянно увеще­вает воздерживаться от него, и, угрожая, и устрашая, и умоляя Бога – восстать для наказания такой бесчувственности. «Исчезните», говорит он, «язычники с земли Его!»; угрожает им погибелью, а для несправедливо обижаемых просит Бога быть помощником и защитником, чтобы и последние ободрились, и первые вразу­мились. Итак, пусть никто не гоняется за обилием богатства. Отсюда происходит много зол для невнимательных: гордость, леность, зависть, тщеславие, и другие гораздо большие. Но чтобы вам освободиться от всего этого, вырвите сам корень их (корыстолюбие). Когда нет корня, тогда не растут и дурные растения.

Беседы на псалмы. На псалом 9.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Желание убогих услышал еси, Господи, уготованию сердца их внят ухо Твое

Уготованию сердца их внят ухо Твое. Слышишь, кому Бог внимает? Тем, у коих готово во время молитвы сердце, кои приготовили как должно сердце свое для великого дела – беседы с Богом. Готово сердце мое, Боже (Пс. 56,8). А что бывает обыкновенно у нас, молельщиков? Не готово сердце: язык молится, а сердце далече от Бога, часто занято какими-нибудь суетными предметами или, по крайней мере, спит на молитве.

Дневник. Том III. 1859-1860.

Блж. Феодорит Кирский

Желание убогих услышал еси Господи, уготованию сердца их внят ухо Твое

Слово: «уготование» Симмах заменил словом: намерение. Ты в точности знаешь, говорит Пророк, чего вожделевают нищие, и какое имеют намерение. Потом означает сие яснее.

Евфимий Зигабен

Желание убогих услышал ecu, Господи, уготованию сердца их внят ухо Твое

Здесь то и другое, то есть и желание и уготование сердца убогих есть некоторый образ тех молитвенных восклицаний,—с которыми они обращаются к Богу; молятся же они, или желают того, чтобы нечестивые были истреблены. И были эти убогие прямы сердцем, так как не были подвержены никакому греху. Или, быть может, слова эти сказаны для того, чтобы показать желание сердца пророков, которые молились о вочеловечении Спасителя. Готовы же были, именно к принятию веры Христовой, и готовы конечно те, которые ее впоследствии приняли.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Желание убогих услышал еси, Господи, уготованию сердца их внят ухо твое.

Пророк, как бы уже получивши просимое от Бога, восхищается радостию, возсылает благодарственная Вседержителю и, будучи в восторге, прошедшее полагает за будущее, аки бы рекл: верую, яко услышиши молитву убогих, и уже оком веры вижу, яко услышал еси. И не глаголет: «услышал еси молитву», но желание убогих, показуя вскоре имеющее быть услышание, аки бы сказал: Бог, испытуяй сердца и утробы, не будет ожидать от убогих молитвы, но вскоре желание их исполнит. За сим, повторяя то же иными словами, присовокупляет: уготованию сердца их внят ухо Твое. Ибо желание и уготование сердца одно и то же есть: обоя бо являют усердное расположение к молитве.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Желание убогих услышал еси, Господи, уготованию сердца их внят ухо твое

См. Толкование на Пс. 9:37

Прот. Григорий Разумовский

Желание убогих услышал еси, Господи, уготованию сердца их внят ухо Твое

Пророк прежде молил Бога о заступлении нищих и убогих от угнетения их со стороны нечестивых, потом высказывает уверенность, что Господь не оставит их без Своего покровительства и защиты, и, наконец, обращаясь опять к лицу Божию, о том, чего просит у Бога, выражается уже как об исполнившемся. Ты, Господи, говорит он, услышал не только молитвы, но и самые желания смиренных и скорбящих рабов Твоих; Тебе известно самое сердечное расположение, всецелая преданность их к Тебе; прежде прошения Ты внемлешь благим желаниям рабов Твоих и исполняешь их; ухо Твое отверсто для слышания и внимания воплям и воздыханиям сердечным.

Объяснение священной книги псалмов.