Толкования на Пс. 13:5

Свт. Афанасий Великий

Тамо убояшася страха, идеже не бе страх, яко Господь в роде праведных

Тамо убояшася страха, идеже не бе страх. Закон Моисеев подвергал наказанию, а страх Христов непорочен; ибо учит нас бояться, как сыновья боятся отца. С того времени, то есть, со времени пришествия Христова, убоятся страха, где нет страха, но не потому что угрожает закон, а из блaгoгoвения, какое прилично паче свободным.

Яко Господь в роде праведных, оправдываемых Его пришествием.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Тамо убояшася страха, идеже не бе страх: яко Господь в роде праведных

См. Толкование на Пс. 13:4

Свт. Тихон Задонский

Тамо убояшася страха, идеже не бе страх: яко Господь в роде праведных

Часто я слышу, что Давит святой поет: «там они трепетали от страха, где не было страха». И не понимая, что значит песнь сия, не мало размышлял о том. Но потом дух мой чувствовал, что она значит то, что люди боятся человека, но Бога не боятся; боятся «убивающих тело, души же не могущих убить», но не боятся «Могущего и душу, и тело погубить в геенне» (Мф 10:28); боятся потерять временную жизнь, но не боятся потерять вечную жизнь; боятся лишиться богатства, славы, чести и утехи, но не боятся лишиться вечных благ, чести, славы и утешения райского; боятся уз, темницы и ссылки временной, но не боятся вечной темницы, уз и ссылки; боятся временного бесчестия, но не боятся вечного бесчестия. И так приличествует им песнь сия: «там они трепетали от страха, где не было страха».

А в начале упомянутого псалма он воспел: «Сказал безумный в сердце своем: «Нет Бога». Итак, свойство того, который в сердце своем говорит: «Нет Бога», - бояться человека, но не бояться Бога. «Там трепещут от страха, где нет страха». Ибо бояться всего надобно тому, кто единого Бога не боится. «Бежит нечестивый, когда никто не гонится за ним» (Притч 28:1). Совесть его более всякого гонителя.

Письма посланные. Письмо 16.

Блж. Феодорит Кирский

Тамо убояшася страха, идеже не бе страх: яко Господь в роде праведных

См. Толкование на Пс. 13:4

Евфимий Зигабен

Тамо убояшася страха, идеже не бе страх, яко Господь в роде праведных

Тамо убояшася страха, идеже не бе страх

Когда Рапсак осаждал Иерусалим, тогда Езекия и бывшие с ним ужаснулись от страха, наведенного им и Сеннахеримом. Посему и говорит Давид, что они убоялись там, где не было страха, т. е. Сеннахерима и Рапсака, которых не следовало бояться. Ибо они не могли устрашить иудеев, имевших поборствовавшим за них Бога. Это показывает и в следующих словах.

Василий Великий сказал: Весьма много способствует совершенству —страх с умом, страх не ко всему и не такой, какой имеют те, которые при всяком шуме приходят в испуг; ибо таких то и укоряет псалмопевец.

Это имеет сходство с страстью водобоязни. Страждущим ею, если б они могли принять воду, это послужило бы лекарством от их страдания. Но они как-то боятся того, что относится к их выздоровлению, и чуждаясь вещи спасительной, от страха, чтобы не погибнуть, они устрояют себе погибель. Так и иудеи, тогда как сам источник к ним взывал: кто жаждет, пусть приходит ко Мне, и пьет, имея чувства душевные объятыми неистовством неверия, страшились страха, где не было страха, отвращаясь пития спасения (у Никиты). И Исихий говорит: Он говорит об иудеях; ибо по истине они не призвали Господа Христа, и поэтому страшились страха излишне, там, где не было страха, когда говорили друг к другу: если оставим этого человека, то придут римляне и овладеют нашим местом и народом, хотя этого не случилось бы с ними, если бы они сохранили веру в Него.

Яко Господь в роде праведных

Праведными здесь называет благочестивых. Таковы были Езекия и помощники его, благоугодно управлявшие подвластными им народами. Называет их родом, потому что все израильтяне происходили от одного и того же корня. Или здесь повторяет то, что сказал прежде, как то: войско Сеннахерима страхом устрашилось того Бога, которого—страха,—прежде (убитых) сего опыта —(смерти убитых)—не имело оно. Потому что сам Бог был в роде подвергшихся их нападению иудеев,—Он противоборствовал ассирианам за них. Или и так, что ассириане сильно убоялись Езекии, какового страха прежде не имели к нему. Напротив того, он прежде боялся их и ожидал на следующий день умерщвления себя вместе с прочими иудеями, тогда как ассириане, будучи убиваемы Ангелом, думали, что царь Езекия убивает их и уже в последствии узнали, что Бог иудеев, Который и помогал им, есть истинный Бог.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Тамо убояшася страха, идеже не бе страх: яко Господь в роде праведных.

Пророк как себя, так и прочих верных воодушевляет здесь сладчайшим утешением, или благою надеждою, что Бог не оставит рабов Своих до конца, но некогда отмстит за них.

Наречие указательное, тамо, означает или будущий суд, где Бог пред очами святых накажет гонителей их, или известность казни, которую понесут они здесь, и которую Пророк как бы перстом показывает им. Равным образом и оныя слова: устрашатся страха, идеже несть страх, относятся или к внутренным оным безпокойствам, которыми смущаются мысли людей нечестивых (ибо и сим мучением угрожает Бог преступникам закона, чтоб бегали они, никомуже гонящу, и страшилися шума листвия, падающаго с древа, Лев. 26:17), или являют, что Бог при самом спокойном и благополучном состоянии нечестивых, внезапно поразит их громом. Егда бо рекут мир и утверждение, тогда внезапу нападет на них всегубительство (1Фес. 5:3). Сею убо надеждою Пророк ободряет и подкрепляет верных, что нечестивые в то самое время, когда мнят себя быть безопасными от всего, паче же в самое время светлых торжеств своих, внезапным падением погибнут. К сему присовокупляется причина: яко Господь в роде праведных. То есть, яко Господь праведных Своих покровительствовать благоволит: следовательно, по нужде на нечестивых и лютых врагов их с небеси мещет гром.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Тамо убояшася страха, идеже не бе страх: яко Господь в роде праведных

См. Толкование на Пс. 13:4

Лопухин А.П.

Ст. 5-6 Тамо убояшася страха, идеже не бе страх: яко Господь в роде праведных. Совет нищаго посрамисте: Господь же упование его есть

Бог, который внимательно следит за человеком («с небес призрел» 2 ст.), не оставит их без наказания: там, где для праведных нет страха, нечестивые будут трепетать («убоятся они страха»). Конечный суд над всем живущим принадлежит Богу, поэтому выражение «там» - значит пред Богом, на Его суде, когда Господь покарает нечестивых и наградит только праведных, так как для последних Он есть их «упование» и Его благоволение только «в роде праведных».

Прот. Григорий Разумовский

Тамо убояшася страха, идеже не бе страх, яко Господь в роде праведных

Пророк этими словами говорит, что нечестивые, живущие без Бога, вострепещут от страха там, где нет страха, когда увидят, что Господь пребывает в роде праведных и является со Своею помощью людям благочестивым, притесняемым; тогда-то нечестивые вострепещут от гнева и наказания Божия, которое постигнет их там, где и не ожидали его увидеть. Наглядный пример сего представляет нам библейская история из времен благочестивого царя иудейского Езекии, который царствовал спустя около 300 лет по смерти Давида. Сеннахирим, царь ассирийский, с многочисленным войском вторгся в пределы царства Иудейского и грозил разрушить не только Иерусалим и храм, но и все царство Иудейское (2 Пар. 32). Но, по молитвам самого царя и пророка Исайи, Господь послал помощь Свою Езекии и его народу – в одну ночь ангел Господень умертвил 185 тысяч воинов в стане ассирийского царя, а остальные обратились в бегство, убоясь страха там, где раньше того не представлялось никакого страха, никакой опасности для них, и увидев воочию, что Господь пребывает в роде праведных, т.е. благочестивых царей иудейских, потомков Давида царя.

Объяснение священной книги псалмов.