Толкования на Пс. 14:3

Свт. Василий Великий

иже не ульсти языком своим и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя

И не было обмана в устах Его. В Писании обман часто толкуется как враждебность Богу. – Погубит, – сказано, – Господь все уста лживые (Пс 11:4) и коварство – в сердце злоумышленников (Притч 12:20). Сказано, что все хорошее искажается от смешения с дурным; так, например, вино искажается при смешении с худшим или от прибавления воды, а золото искажается при соединении с серебром или медью. Подобно сему искажается и истина, когда к святым словам примешивается хула.

И не делает ближнему своему зла. Кого именно Писание называет ближним, несомненно знает всякий, кто слышал в Евангелии ответ [Христа] вопрошавшему: А кто мой ближний? (Лк 10:29). Господь ответил ему притчей о человеке, шедшем из Иерусалима в Иерихон, и задал вопрос: Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний [этому человеку]? Он сказал: оказавший ему милость (Лк 10:36,37). Этим Господь научил нас всякого человека считать своим ближним. А это трудно исполнять, и требуется большое тщание, чтобы не навредить ближнему ни в большом, ни в малом, не обидеть словом, не отнять что-либо из принадлежащего ему, не пожелать ему зла, не позавидовать благополучию друзей.

И для ближних своих не был [источником] укора. Слова эти двусмысленны: либо человек не заслужил ничем укора со стороны ближних и посему не принял от них укоризн, либо сам не укорял никого из близких за их человеческие падения, за увечья тела или другие какие телесные недостатки. Даже согрешающего нельзя укорять по слову Писания: Не укоряй человека, обращающегося от греха (Сир 8:6). Укоризна, как известно, никогда не служила на пользу прегрешившим. В наставлениях ученику своему Тимофею Апостол советует обличать, увещевать, запрещать (2Тим 4:2), но не предлагает укорять, поскольку это действия прямо противоположные. Цель обличения – исправить грешника, цель укоризны – осрамить падшего. Укорять же за бедность, худородность, неученость или за телесный недуг и вовсе бессмысленно и несвойственно добродетельному. То, что выпадает нам без нашего выбора, суть вещи непреднамеренные, за непреднамеренные же недостатки следует жалеть, а не оскорблять несчастных.

Беседы на псалмы. Беседа на псалом четырнадцатый.

Блж. Феодорит Кирский

иже не ульсти языком своим и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя

См. Толкование на Пс. 14:2

Евфимий Зигабен

Иже не ульсти языком своим и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя

Глаголяй истину в сердце своем

т. е. кто хранит истину в душе своей и исповедует ее устами.

Иже не у льсти (не льстит) языком своим

И опять: тот, кто говорит истину и не льстит, т. е. кто содержит истину в себе и говорит ее пред другими. Как выражением в сердце своем пророк обозначил внутреннее задуманное слово, так выражением языком своим —внешнее (сказанное) слово.

И не сотвори искреннему своему зла

Все мы искренние между собою, или по природе человеческой, или по единству веры, или по связи родства. Под злом разумеется обида. Пророк упоминает последовательно—сначала о сердце, потом о языке, и наконец о действии, ибо человек первее всего обыкновенно чувствует, затем говорит, наконец действует.

И поношения не прият на ближния своя

Искренний и ближний—одно и тоже. Кто, говорит пророк, не употребляет поношения, как бы некоего оружия, против ближних своих, т. е. кто не подвергал их поношенно, когда они погрешали в чем-нибудь, или подвергались искушениям, или же испытывали какие-нибудь несчастия. Ибо поношение имеет целью осмеяние ближнего, в противоположность обличению, которое имеет целью исправление проступка; и обличение мы не считаем обыкновенно чем-нибудь дурным, тогда как поношение совершенно напротив.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

иже не ульсти языком своим и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя:

Рекши вообще, кто имеет обитать в жилищи Господни, теперь во особенности или по частям показывает, что тот удостоится счастия сего, кто ни сердцем, ни языком, ни делом зла не творит. К сердцу относит оныя слова: глаголяй истину в сердце своем. То есть, кто имеет мысли чистыя, и говорит одну только правду, не бояся ни ненависти злых, ни стараяся угодить сильным. Всяк бо творяй противная сим, не глаголет истины в сердце своем. К сему роду людей принадлежат и те, которые почитают временныя вещи выше небесных. Таковые бо не глаголют истины в сердце своем, но ложь: понеже предпочитают безполезное полезнейшему. К языку относятся оныя слова: иже не ульсти языком своим. То есть, кто не льстит, не клевещет, не злословит и не поносит ближняго языком (ибо и лесть, и клевета, и злословие, и поношение суть обыкновенные грехи языка), тот может гражданином быть в горнем Сионе. Следующия слова относятся к делам: и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя:

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Ст. 3-5 иже не ульсти языком своим и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя: уничижен есть пред ним лукавнуяй, боящыяжеся Господа славит: кленыйся искреннему своему и не отметаяся: сребра своего не даде в лихву и мзды на неповинных не прият. Творяй сия не подвижится во век

Кто может обитать около жилища Господня? Кто чист мыслями и делами, кто ни словом, ни поступками не причиняет ближнему зла

Определяются свойства праведного с отрицательной стороны. Праведен тот, кто как сам ни словом, ни делом не причиняет ближнему зла, так и не слушает на последнего клевет от других, праведен тот, кто презирает «отверженного». Последний противополагается «боящимся Господа», т. е. благоговейным Его чтителям, поэтому, под отверженным разумеется богохульник, не признающий и не почитающий Бога. Презрением к нему узаконяется не жестокое обращение или преследование личности отверженного, а пренебрежение к идейной, духовной стороне его жизни. Праведный «клянется, хотя бы злому, и не изменяет». Злой - нечестивый. Клятва всегда дается с призыванием имени Господа и как такая, она не может направляться к чему-либо нравственно-дурному и нечистому. Такая клятва обязывает клянущегося делать только добро, а потому, хотя бы она была дана и злому человеку, нечестивому, она требует исполнения и не составляет проступка пред Богом, так как не заключает в себе сочувствия и содействия нечестивому в его нечестии. «Отдавать серебро в рост» - ростовщичествовать, что строго запрещалось законом Моисея (см. Исх XXII:24; Лев XXVI-XXVII). «Принимать дары против невинного» - брать взятки на суде. - «Поступающий так не поколеблется во век» - будет пользоваться непоколебимым, постоянным благоволением Бога. Указание общее, оно может означать как блага внешней жизни, земной, так и вечную близость с Богом, т. е. небесную жизнь.

Прот. Григорий Разумовский

Иже не ульсти языком своим и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя

Сначала пророк вообще сказал о пути непорочной и праведной жизни, который один только приводит в обители Отца Небесного, а далее – показывает частные, что именно тот удостоится жить в дому Божием, или наследовать Царствие Небесное, кто не делает никакого зла, ни сердцем, ни языком, ни делом. «Соблюдая строгую последовательность, – говорит блж. Феодорит, – пророк сперва упомянул о сердце, потом о языке, а затем уже о самом действии; потому что делу предшествует слово, а слову мысль» [6, с. 61]. Глаголяй истину в сердце своем – это говорит о сердце, т.е. о том, кто имеет мысли и чувства чистые и говорит одну только правду, не боясь ненависти злобных людей и не стараясь угодить сильным и властным. И всякий, кто поступает вопреки сему, уже не имеет, не глаголет истины в сердце своем. Таковы все те, кто преследует свои честолюбивые, корыстолюбивые и вообще низкие цели и выгоды, забывая о чести и пользе ближнего. Они не глаголют истины в сердце своем, но ложь; потому что предпочитают бесполезное полезнейшему, свою личную пользу и выгоду пользам и интересам общественным. Иже не ульсти языком своим – эти слова пророк относит к языку, т.е. кто не льстит, говорит он, не клевещет, не злословит и не поносит ближнего языком, тот может несомненно надеяться на вселение в горнем Иерусалиме, или, что то же, в Царствии Небесном. А в следующих за тем словах пророк говорит о самых делах, за которые можно удостоиться блаженной жизни в обителях небесных: и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближний своя.

Объяснение священной книги псалмов.