Толкования на Пс. 14:5

Свт. Василий Великий

сребра своего не даде в лихву и мзды на неповинных не прият. Творяй сия не подвижится во век

Пророк, изображая словом человека совершенного, который желает перейти в жизнь непоколебимую, к доблестям его причисляет и то, чтобы «сребра своего» не давать «в лихву». Во многих местах Писания порицается грех сей. Иезекииль полагает в числе самых важных беззаконий брать «лихву и избыток» (ср.: Иез. 22,12). Закон ясно запрещает: «Да не даси брату твоему» и ближнему твоему «в лихву» (ср.: Втор. 23,19). В другом месте говорится: «Лихва на лихву и лесть на лесть» (Иер. 9,6). А что псалом говорит о городе, который изобиловал множеством беззаконий? «Не оскуде от стогн его лихва и лесть» Пс. 54,12). И теперь Пророк отличительною чертою человеческого совершенства принял то же самое, сказав: «Сребра своего не даде в лихву».

Беседы на псалмы. Беседа на окончание четырнадцатого псалма и на ростовщиков.

Блж. Феодорит Кирский

сребра своего не даде в лихву и мзды на неповинных не прият. Творяй сия не подвижится во век

См. Толкование на Пс. 14:4

Евфимий Зигабен

Сребра своего не даде в лихву и мзды на неповинных не прият. Творяй сия не подвижится во век

Сребра своего не даде в лихву (в рост)

У древних лихоимство почиталось крайне презренным, постыдным и мерзким. Ибо тот только милосерд, кто, давая что-нибудь взаймы другому, почитает достойным взять от него обратно только то, что дал. И иначе может быть понимаемо это место, именно: кто божественные глаголы, называемые сребром, очищенным посредством огня и земли, не преподавал кому-нибудь ради каких либо внешних выгод, но учил всякого даром и без воздаяния.

И мзды на неповинных не прият

Т. е. кто не брал никаких подарков во вред невинным.

Творяй cия, не подвижится во век

Изобразив человека совершенного в отношении добродетели, пророк присовокупляет и соответствующее сему изображению заключение. Кто, говорит он, исполнит все сказанное, будучи совершен, тот не поколеблется на той твердыни, которую он имеет в Боге. Выражение во век употреблено вместо никогда, или же в продолжение всей настоящей жизни. А если не поколеблется в настоящей жизни, то тем менее в жизни будущей.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

сребра своего не даде в лихву и мзды на неповинных не прият. Творяй сия не подвижится во век.

Предложив вообще о добродетелях праведнаго мужа, наследствующаго небо, здесь в особенности упоминает о трех пороках, от которых наипаче должен удаляться человек, желающий быть наследником небеснаго царствия, а именно, о клятвопреступлении, о лихоимстве и мздоприимстве. О первом глаголет: кленыйся искреннему своему, и не отметаяся; о втором – сребра своего не даде в лихву; о третьем – и мзды на неповинных не прият. Особенно же упоминает о сих трех пороках или потому, что сребролюбие корень есть всем злым, якоже глаголет Апостол (1Тим. 6:10), оттуду бо происходит и клятвопреступление, ложь, и обман, и лихоимство, и мздоприимство; или потому, что пороки сии всегда были, и ныне свойственны суть Иудеям.

Творяй сия не подвижится во век. Сим заключает вопрос, в первом стихе предложенный, и глаголет, что те, кои так жительствуют, как выше сказано, будут иметь твердую в небесном жилище обитель; ибо обрящут вечный покой на горе святей. Сие заключение напоминает паки, что не все те, кои входят во храм или во святилище Божие, будут присными гражданами небеснаго Иерусалима, и что лицемеры, ложно присвояющие себе имя святых, купно со Исмаилом и Агарью, коим они подобны, извержены будут вон из дому Авраама.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

сребра своего не даде в лихву и мзды на неповинных не прият. Творяй сия не подвижится во век

См. Толкование на Пс. 14:3

Прот. Григорий Разумовский

Сребра своего не даде в лихву и мзды на неповинных не прият. Творяй сия не подвижится во век

Сребра не даде в лихву – значит: денег не давал в рост, под проценты. По закону (Втор. 23:19–20), евреям дозволено было брать проценты, но только с иноплеменников, а не со своих евреев; впоследствии же времени отдача денег в рост распространилась и между евреями и потому была осуждаема пророками (Иез. 18:8). И мзды на неповинных не прият, т.е. не берет взятки или подарки, для того чтобы осудить или притеснить невинного. Сказав вообще о праведной и добродетельной жизни, чрез которую можно достигнуть Царствия Небесного, пророк в частности упоминает о трех пороках, которыми в особенности нарушается святая и благочестивая жизнь и которых особенно должен удаляться человек, желающий наследовать блаженство будущей жизни. Это – 1) клятвопреступление, о котором сказано в словах предыдущего стиха: кленыйся искреннему своему и не отметаяся; 2) лихоимство, о котором говорит, сребра своего не даде в лихву и 3) мздоимство – и мзды на неповинных не прият. Пророк упоминает об этих трех пороках в особенности, или потому, что «сребролюбие есть корень всех зол», как говорит апостол (1 Тим. 6:10): от него – и клятвопреступление, и ложь, и обман, и лихоимство, и мздоимство; или потому, что пороки эти всегда были свойственны иудеям, как свойственны они и потомкам их, нынешним евреям. Таким образом, в Пс.14 в кратких словах изложены почти все главные обязанности нравственного ветхозаветного закона и указан путь к достижению Царствия Божия. Творяй сия, т.е. исполняющий эти обязанности, не подвижится во век, будет иметь твердую и непоколебимую надежду наследовать вечноблаженную жизнь на небесах, твердо пойдет по пути добродетели – таковому уготован вечный покой на святой горе Божией.

Объяснение священной книги псалмов.