Толкования на Пс. 15:2

Свт. Афанасий Великий

Рех Господеви: Господь мой еси Ты, яко благих моих не требуеши

Рех Господеви: Бог мой еси Ты. Опять и cиe прилично рабьему зраку, а вместе указывает и на оправдание исповеданием в вере. Яко благих моих не требуеши. Благими именует здесь жертвы, приносимые по Закону. Ибо изрекает то слово веры: еда ям мяса юнча, или кровь козлов пию (Пс. 49,13)?

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Рех Господеви: Господь мой еси ты, яко благих моих не требуеши

См. Толкование на Пс. 15:1

Евфимий Зигабен

Рех Господеви: Господь мой еси Ты, яко благих моих не требуеши

Рех Господеви: Господь мой ecu Ты

И так Я сказал Богу Отцу и Господу всех: Ты также Господь и для Меня, как для человека, но не как для Бога, и потому окружи Меня со всех сторон твоею стражею. Как человек, Спаситель имел нужду именно в божественной охране.

Яко благих моих не требуеши (не имеешь нужды)

В своей молитве Я сверх того еще сказал Богу Отцу: Ты не имеешь надобности в жертве от даров Моих, дабы, т. е. Я принес ее Тебе, и таким бы образом снискивал в Тебе помощника себе. Бог если и принимает какие-либо благочестивые приношения наши, то принимает не как нуждающиеся в них; но для того, чтобы усматривать в этом ясное доказательство нашего усердия к Нему и иметь повод для воздаяния нам за это гораздо большими дарами.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Рех Господеви: Господь мой еси ты, яко благих моих не требуеши.

Пророк исповедует, что он ничего от себя не может принести Богу, что бы было достойно Его, не потому токмо, что Бог ни в чем нужды не имеет, но и потому, что смертному человеку нет возможности в чем-либо услужить Ему, между тем однако ободряется духом, и поелику Бог приемлет наше благочестие, то обещается быть верным служителем и почитателем Его. Ибо приписуя Ему наименование и власть Господина или Владыки, показывает, что он весь Его.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Рех Господеви: Господь мой еси Ты, яко благих моих не требуеши

См. Толкование на Пс. 15:1

Лопухин А.П.

Рех Господеви: Господь мой еси ты, яко благих моих не требуеши

Под «благими», как мы упоминали, можно разуметь жертвы. Назначение последних состояло в том, чтобы возбуждать в человеке сознание своей греховности пред Богом и этим жажду примирения с Ним; поэтому-то они составляли самую важную и существенную часть ветхозаветного культа. Все евреи обязаны были приносить жертвы, и уклонение от них было преступлением пред Богом и каралось законом. Бог не требует от Давида «благих», т. е. жертв, не вменяет ему в преступление непринесение последних, и это потому, что Он потребовал от него служения себе всем существом - мыслями и делами. В этой отмене по отношению к Давиду соблюдения общеобязательного Закона Моисеева заключалось предуказание, что Закон Моисея не есть нечто вечное и неизменяемое, но что он является лишь временным средством, воспитывающим евреев в известном направлении, и что он может быть заменен высшим видом Богоугождения.

Прот. Григорий Разумовский

Рех Господеви: Господь мой еси Ты, яко благих моих не требуеши

Благими, или «благами», называет пророк вообще все то, что люди имеют или получают от Бога из вещественного мира для удовлетворения своих вещественных нужд, как-то: пищи, одежды, жилища и проч., и в частности те жертвы, которые установлены были для приношения Богу по закону. Выражая полнейшую преданность свою Господу Богу и всегдашнее упование на Него, пророк говорит: храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю. Я сказал Господу: Ты Господь мой: я сознаю свою всецелую зависимость от Тебя, потому что Ты нисколько не нуждаешься в тех благах, которыми я пользуюсь по Твоей же благости: благих моих не требуеши.

Объяснение священной книги псалмов.