Толкования на Пс. 15:8

Свт. Афанасий Великий

Предзрех Господа предо Мною выну, яко одесную Мене есть, да не подвижуся

В этом заключается явное обличение бесчувственности иудеев. Ибо и первоверховный Петр в Деяниях Апостольских истолковал это о Христе (Деян. 2,25). Поколику Христос есть Бог, потолику сам Он все утверждает и содержит; а поколику соделался человеком, потолику прилично Ему сказать, что Господа имеет одесную, да не подвижется. Ибо во всем сообразуется с мерами человечества, и по домостроительству не стыдится того, что приличествует истощанию. И смотри, как естество наше соделалось достославным во Христе. Мы, отринутые за преступление Адамово, приведены пред лице самого Отца, и Он — наш защитник, наша опора.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 8-11 Предзрех Господа предо Мною выну, яко одесную Мене есть, да не подвижуся. Сего ради возвеселися сердце Мое, и возрадовася язык Мой: еще же и плоть Моя вселится на уповании. Яко не оставиши душу Мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления. Сказал Ми еси пути живота: исполниши Мя веселия с лицем Твоим: сладость в деснице Твоей в конец

Излишнее дело – изъяснять сие нам, когда божественный Петр, приявший откровение от Отца, и откровение от Сына, и откровение от Святаго Духа, давно уже истолковал слова сии. Ибо он, проповедуя Иудеям и приводя свидетельство сие, сказал так: «мужие братие, достоит рещи с дерзновением к вам о патриарсе Давиде, яко и умре и погребен бысть, и гроб его есть в нас даже до дне сего. Пророк убо сый, и ведый, яко клятвою клятся ему Бог от плода чресль его по плоти воздвигнути Христа, предвидев глагола о воскресении Его, яко не оставися душа Его во аде, ни плоть Его виде истления» (Деян.2:29, 31). И в другом месте говорит: «Давид бо своему роду послужив успе, и виде истление: а Его же Бог воздвиже, не виде истления» (Деян.13:36–37). Сие необходимо представлять на вид осмеливающимся толковать ложно, а также и Иудеям, потому что заключается в этом явное обличение неразумия Иудеев. Посему и здесь Владыка Христос говорит по человечеству: укрепляемый непрестанно Божественным естеством, приступаю к спасительному страданию, и увеселяюсь надеждою воскресения; потому что ни душа Моя не останется во аде, ни плоть Моя не потерпит естественнаго для нея истления; скоро восприиму воскресение, и возвращусь в жизнь, указуя путь сей всем людям.

«Исполниши Мя веселия с лицем Твоим, сладость в деснице Твоей в конец». Поелику, приступая к страданию, сказал: «прискорбна есть душа Моя до смерти» (Мф.26:38); то не без причины употребил слова сии, упомянув о воскресении, научая сим, что вместо скорби будет во всегдашнем веселии, и по человеческому естеству соделавшись безстрастным, неизменяемым и безсмертным; потому что, как Бог всегда был таковым, да и человеческому естеству не трудно для Него было сообщить сие вскоре по образовании онаго в утробе матерней; но попустил восприятому Им естеству пройти путем страданий, чтобы таким образом, сокрушив владычество греха, положить конец мучительству диавола, разрушить державу смерти, и всем людям дать возможность оживотворения. Посему, как человек, приемлет и нетление и безсмертие. Псалом сей обличает и Ариево, и Евномиево, и Аполлинариево умоповреждение. Ибо одни говорили, что Бог-Слово восприял на Себя неодушевленное тело, Аполинарий же, хотя восприятое тело называл одушевленным, но лишал оное разумной души, не знаю, откуда наведавшись о двух сих душах, потому что нигде не учит сему божественное Писание, а напротив того всесвятый Дух чрез блаженнаго Давида явственно упомянул о душе, представив ясное обличение каждой из сих ересей.

Евфимий Зигабен

Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся

Предзрех Господа предо мною выну

Я, говорит, прежде всякого другого, видел Господа очами души моей; Он как бы всегда являлся пред самым взором моим.

Яко одесную мене есть, да не подвижуся (поколеблюсь)

А видел Его я, говорит, пред взором моим потому, что Он всегда присутствует в правых моих деяниях, отдыхая в них. Ибо Бог приближается ко всем тем, которые сами становятся близкими к Нему по своим добрым делам. Одесную же меня присутствует Он для того, чтобы помогать мне, дабы, т. е. я не уклонился с пути правого в противную сторону; потому что хранит Господь вся любящыя Его (Псал. 144,20).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся.

Паки проповедует веру свою. Ибо представлять Бога пред собою и как бы зреть Его очами не что иное есть, как все свои чувства иметь связанными, дабы никуда не устранялися. Итак, разум слов есть тот, что Давид так углублен был в промысл Божий, что во всех бедствиях, окружавших его, твердо был удостоверен о помощи Вышняго, и потому во всех искушениях и подвигах своих пребыл непоколебим. Чего ради? Понеже никогда из виду не выпускал Бога, но очами веры взирая на Него, аки на присутствующаго, во всех опасностях к Нему прибегал. Сие бо являют оныя слова: яко одесную мене есть, да не подвижуся.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся

Давид вспоминает историю своей жизни, в которой видит постоянную помощь себе от Бога («видел … одесную»), оберегавшего его от всяких несчастий, падений, почему он и уверен, что и сейчас, среди язычников, он будет спасен, не погибнет («не поколеблюсь»).

Прот. Григорий Разумовский

Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся

Пророк Давид имел столь твердую веру в Бога и столь сильное упование на Него, что выну, т.е. всегда, мысленно видел Его пред собою, – так, как бы Господь выну – всегда находился по правую руку его. И потому настолько был проникнут сознанием и предвидением бодрствующего над ним промысла Божия, что во всех бедствиях, окружавших его, во всех искушениях и подвигах оставался непоколебим, быв вполне уверен в помощи Вышнего, и в этой уверенности мог всегда сказать: да не подвижуся, т.е. пребуду непоколебим.

Объяснение священной книги псалмов.