Толкования на Пс. 17:36

Свт. Афанасий Великий

И дал ми еси защищение спасения, и десница Твоя восприят мя: и наказание Твое исправит мя в конец: и наказание Твое то мя научит

И дал ми еси защищение спасения. Защитил меня спасением Твоим; а это есть домостроительное пришествие. И десница Твоя восприят мя. Отчая десница — Сын. И наказание Твое исправит мя в конец. Разумеет евангельское учение, или говорит о ветхозаветном учении посредством Закона, как бы так рассуждая: во всем мне благодетельствуя, дал мне и законы, которыми научен я должному. Ибо, узнав из них, что не должно делать неправды, воздерживался я от сего. Но чтобы от такого правдолюбия не потерпеть мне вреда, даровал достаточную помощь, изведя на широту. Или, наказанием называет наказующее учение, по сказанному: имися наказания (Прит. 4,13), или требующий трудов образ жизни, по сказанному: не пренебрегай наказания Господня (Прит. 3,11). И наказание Твое, то мя научит. Слова эти: наказание Твое, то мя научит, у Феодотиона заменяют сказанное у Семидесяти: наказание Твое исправит мя в конец.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

И дал ми еси защищение спасения, и десница Твоя восприят мя: и наказание Твое исправит мя в конец: и наказание Твое то мя научит

Согрешившаго вразумил Ты, падшаго воставил; и показал, какое зло – грех, и сподобил спасения.

Евфимий Зигабен

И дал ми еси защищение спасения, и десница Твоя восприят мя: и наказание Твое исправит мя в конец: и наказание Твое то мя научит

И дал ми ecu защищение спасения (спасительное)

Ты, говорит, Господи, дал мне помощь не бесполезную и слабую, но сильную и спасающую от вредного действия врагов моих.

И десница Твоя восприят мя (заступила меня)

Те, говорит, которые хотят подать помощь кому либо, обыкновенно употребляют при подати помощи ему правую свою руку, как естественно более сильную и способную, нежели левая. Или должно понимать под десницею воплотившегося Бога-Слова, как восприявшего нашу природу и подавшего ей помощь.

И наказание Твое исправит мя в конец.(Вразумление Твое исправило меня совершенно)

Под наказанием должно разуметь детоводствующий Закон Моисеев, посредством которого усовершился человек во всякой добродетели; или наказанием Божиим называет постигающие по допущению Божию искушения для наставления и вразумления: и тем И другим образом Ты, говорит, Господи, доставил мне пользу—первым потому, что Ты заступил меня и помог мне; вторым, что попустил мне подвергнуться искушениям.

И наказание Твое то мя научит

Еще, говорит, Ты научишь и наставишь меня, Господи, как раба и сына своего; ибо в малой скорби, говорит Исаия, состоит наказание, т. е. наставление Твое нам (Ис. 26,16): потому что когда мы счастливы, то падаем в нерадение и небрежность; а когда несчастные и скорбим, тогда пробуждаемся и бываем благоразумнее.

Феодорит: Ты наказал меня согрешившего и исправил падшего, научив, сколь велико зло грех, и удостоил спасения. Заметь, что согрешающее и вразумляемые неким наказанием должны говорить сие: наказание твое меня научило.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

и дал ми еси защищение спасения, и десница твоя восприят мя: и наказание твое исправит мя в конец, и наказание твое то мя научит.

Понеже многия крепости завоевал Давид, которыя, по причине трудных и неудобных приступов, почиталися непобедимыми, то и по сей части милость Божию прославляет. Ибо сказуя, что даны были ему нозе яко елени, показывает необыкновенную и такую скорость, которая естественно не свойственна людям. Итак, сущность слов в том состоит, что он чрезестественным образом от Бога вспомоществуем был и, на подобие еленей, скоротечно на неприступныя горы восходил. Кто глаголет, научаяй руце мои на брань, тем самым признается, что он искусство в сражениях не своим собственным тщанием, ниже упражнением и опытностию стяжал, но по особенному дару Божию получил. К сему еще присовокупляет, что Бог даровал ему мышцы яко медяны: чем означает, что он снабжен был храбростию в сражениях не обыкновенною и общею людям, но чрезестественною, и такою, какою един только Бог может одарить человека. Хотя бы Давид и сам по себе был силен, однако возрастом был не велик, как описывает его священная история: да и самое подобие означает нечто высшее человеческия силы. В следующем стихе проповедует, что он единою Божиею милостию был охраняем и спасаем. Ибо под именем защищения и спасения означает, что ежели бы Бог чудным образом не сохранял его, то он пал бы под многими смертоносными ударами. Таким образом, защищение Божие прикровенно противополагает всем оружиям и военным снарядам. В самом деле, мало бы воспользовала ему скорость ног, и крепость мышц, и искусство воинское противу сильнаго царя Саула и всего воинства его, ежели бы не помогло защищение спасения Божия, сиречь покровительство Божие спасающее, и десница Божия, восприемлющая и подкрепляющая. Следующия слова: и наказание твое исправит мя в конец, и наказание твое то мя научит – к той же милости Божией относит, которая во всех трудных и неудобопонятных обстоятельствах наставляла и вразумляла его, дабы не погрешал и не ошибался. Ибо под именем наказания разумеет здесь учение, от закона приобретаемое: учение же не приобретается, как разве милостию Божиею.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 36–37 И дал ми еси защищение спасения, и десница Твоя восприят мя: и наказание Твое исправит мя в конец, и наказание Твое то мя научит, уширил еси стопы моя подо мною, и не изнемогосте плесне мои

Повторенное здесь слово наказание нужно понимать в разных значениях: в первом случае как научение от закона, а во втором – как наказание скорбями и бедствиями, с тою же спасительною целью исправления и научения, как выражено это у Исайи пророка: «Господи, в скорби помянухом Тя, в скорби мале наказание Твое нам» (Ис. 26:16). Таким образом, продолжая исчислять различные действия оказанной ему помощи Божией против врагов, Давид говорит: Ты дал мне щит спасения, и десница (правая рука) Твоя поддерживала меня; научение Твое (от закона Твоего) исправляет меня совершенно, а то наказание (различными скорбями и бедствиями), какому я подвергался по Твоему попущению, послужит мне научением и в будущем. Ты расширил шаги мои подо мною, и не ослабели ступни (плесне) мои. То есть: я ходил скоро, легко и свободно, и не уставали, не чувствовали слабости, изнеможения ноги мои.

Объяснение священной книги псалмов.