Толкования на Пс. 18:11

Свт. Иоанн Златоуст

вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждшя паче меда и сота

Видишь, как он, выставив на вид вещества, почитаемые самыми драгоценными, не только не удовольствовался таким сравнением, но еще прибавил: «многа», и этим показал нам превосходство слова Божия; «паче злата, – говорит, – и камене честна многа». Это не значит, впрочем, что только в такой степени и вожделенны слова Божии; но, так как видел, что этим особенно веществам люди дают самую высокую цену, то их и выставил на вид, чтобы показать превосходство и высочайшую драгоценность слов Духа. А чтобы видеть, что божественное Писание всегда имеет обычай сравнивать пользу, им доставляемую, с чувственными предметами и таким образом показывать превосходство свое, слушай, что следует далее. «И слаждша паче меда и сота». И здесь также не то, чтобы (слова Божии) были сладки только в такой степени или могли доставлять только такое удовольствие, но так как Давид в чувственных предметах не находил ничего другого для сравнения с сладостию слов Божиих, то и упомянул именно об этих вещах (меде и соте) и таким образом показал превосходство и высочайшую сладость духовных наставлений.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 14.


Сказал так не потому, чтобы это одно было самое вожделенное, но потому что у нас нельзя найти чего-либо другого драгоценнее этих предметов. Потому он и присовокупил: «и сладчайша паче меда и сота». И здесь опять он употребил это сравнение потому, что не мог найти вещества слаще меда.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 22.

Блж. Феодорит Кирский

вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждшя паче меда и сота

См. Толкование на Пс. 18:8

Евфимий Зигабен

вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждшя паче меда и сота

Вожделенны паче злата и камене честна многа (и многоценных камней).

Суды, говорит, и заповеди Господа выше золота и многоценных камней и всего прочего, что только есть у людей драгоценного; ибо кто устраняет желание свое от сих драгоценностей, тот ненасытимо станет желать судов и закона Господня.

Посему и Соломон о мудрости: Она дороже многоценных камней (Пр. 3,15); еще: все драгоценное не стоит ее (Пр. 8,11). Феодорит: Суды назвал истинными и праведными, то есть, возвещающими людям праведные мести и наказания. Он назвал их и дражайшими золота и дорогих камней, и сладчайшими меда, но не для всех людей, а только для истинных людей, жизнь которых не равняет их с бессловесными скотами.

И слаждшя паче меда и coтa.

Суды, говорит, заповеди Господа превосходят сладостью своею сотовый мед, который и весьма сладок по вкусу и красив по виду. Сими дражайшими веществами и сладчайшею ядомостию божественный Давид изобразил вожделенность и сладость судов и заповедей Божиих.

Почему и Малахия: Сын должен славить Отца, и раб господина своего. Если я Отец, то где моя слава? если Господь, то где страх Мой? (Мал. 1,9).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждшя паче меда и сота.

Из всего вышереченнаго Пророк заключает, что когда толико благи суть заповеди Господни, то следует предпочитать их всем богатствам и наслаждениям мира сего. Вожделенны бо суть паче злата, и камене честна многа: то есть, паче всех земных сокровищ, стоящих во множестве злата и дорогих каменьев, чем любители века сего наипаче увеселяются. И слаждша паче меда и сота: то есть, сладчае не точию паче простаго меда, но и паче всякаго полнаго сота, чистейший мед искапающаго. Ибо речение сота положено здесь для означения изобилия, дабы соответствовало предыдущим словам: камене честна многа.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждшя паче меда и сота

Если такова зиждущая и обновляющая сила откровения, понятно, что данность его неизмеримо выше всяких слитков золота и приятнее «меда», выше всех внешних, материальных ценностей.

Прот. Григорий Разумовский

вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждшя паче меда и сота

См. Толкование на Пс. 18:10