Толкования на Пс. 18:15

Блж. Феодорит Кирский

И будут во благоволение словеса уст моих, и поучение сердца моего пред тобою выну, Господи, помощниче мой и избавителю мой

См. Толкование на Пс. 18:14

Евфимий Зигабен

И будут во благоволение словеса уст моих, и поучение сердца моего пред Тобою выну, Господи, Помощниче мой и Избавителю мой

И будут во благоволение словеса уст моих

Тогда, говорит, когда совершенно очищусь от всех выше сказанных тайных, и неведения и чужих грехов, и от злых и гнусных помыслов, слова молитвы моей будут благоугодны пред Тобою, Господи.

И поучение (размышление) сердца моего пред Тобою выну

По очищении, говорит, моем от всех прежде сказанных тайных и чужих грехов, размышление сердца моего всегда будет пред Тобою. Ибо доколе сердце мое не отучится от помыслов гнусных и злых, дотоле, не может рассуждать и размышлять о твоих Божественных мыслях, которые Тебе, Господи, приятны и благоугодны.

У Никиты написано и следующее: Впрочем заметь и то, что Давид псалом сей назвал размышлением сердца. Поющие, говорит, песни должны устремлять ум свой к Богу, и не просто произносить слова только устами, тогда как сердце занимается и блуждает в другом месте, чтобы не быть медью и звенящим колоколом. Когда из глубины души восходит, тогда она беседует с Богом и всегда находится пред Ним, поет духом и поет умом.

Господи, помощниче мой, и избавителю мой

Ты, говорит, Господи, поможешь мне, и избавишь меня от упомянутых зол. Иначе:—Ты, Господи, и вспомоществуешь мне в тех добрых делах, которые совершаю, и избавляешь меня от тех зол, в которые впадаю. А слова: «от тайных моих очисти мя», с последующими за ними, приличны и всем верным христианам.

Как они идут к христианам, о том написано в Катенах Никиты: Закон, Владыко, (вопиет природа к Богу) только тело очищал временными окроплениями; но Ты и от тайных моих очисти меня чрез крещение и пощади меня от чужих—демонов. Ибо когда они не возобладают мною, тогда истинно я буду непорочен и очищусь от неверности и преступления, которые суть грех великий. И Феодорит: Сими словами он предсказывает о Новом Завете и благодати крещения: и назвал Его Господом, как Творца и Зиждителя, Избавителем—как освобождающего чрез возрождение святым Крещением от прежнего тления и дарующего нетление и бессмертие. То и другое содержит псалом сей. И первые слова его учат о творении и промысле, средние—о законе, и последние о благодати. Ибо говорит: преступления кто уразумеет и от тайных моих пощади меня, от чужих пощади раба Твоего! Также: Господи, помощник мой и избавитель мой! А сии блага доставил Новый Завет.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

И будут во благоволение словеса уст моих, и поучение сердца моего пред тобою выну, Господи, помощниче мой и избавителю мой.

То есть: когда свободен буду от грехов великих и малых, тогда и я буду непорочен, и молитвы мои, и желания мои, и самыя песни сии, которыя в честь и хвалу Твою воспеваю, будут Тебе благоприятны, ибо произойдут от чистаго сердца и от искренних устен. Сотвори убо сие, молю Тя, Господи, помощниче мой, и избавителю мой, помощниче во благих и избавителю от злых. В Еврейском тексте слова сии выражены чрез желательное наклонение тако: да будут во благоволение словеса уст моих, и проч., которыми словами Пророк выразительнее просит Бога, дабы оградил его благодатию Своею к прохождению святыя и Богоугодныя жизни, дабы предохранил не токмо от преступлений явных или внешних, но и язык и сердце и мысли расположил к хранению закона Своего. Мы ведаем, коль трудно и для самых совершеннейших мужей обуздывать слова и мысли так, чтоб ничего противнаго Божией воли ни языком сказать, ни сердцем помыслить; однако же сия внутренняя чистота наипаче от нас законом требуется. А чем реже сия добродетель, то есть, сие строгое сердца и языка воздержание, тем больше да научаемся, колико нужна для нас благодать Духа Святаго, и ея содействие в благоучреждении жизни по правилам закона. Под именем благоволения Пророк показывает, что правило благоучрежденной и святой жизни не в чем ином состоит, как в том, когда люди тщатся быть благоугодны Богу.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Григорий Разумовский

И будут во благоволение словеса уст моих, и поучение сердца моего пред Тобою выну, Господи, Помощниче мой и Избавителю мой

А когда, с помощью Божией, очищусь от всякого греха, продолжает Давид, и буду непорочен, тогда все слова, происходящие из уст моих: слова молитвы выражения моих желаний и самые песнопения во славу Божию будут благоприятны Тебе, Господи, вызовут Твое благоволение, потому что будут происходить от чистого и искреннего сердца и от чистых уст. Последними словами – Господи, Помощниче мой и Избавителю мой – пророк выражает моление о том, что он в делах очищения от грехов и избавления от обладания или рабства греховного, не надеясь на свои силы, ожидает помощи и избавления единственно от всесильной благодати Божией.

Объяснение священной книги псалмов.