Толкования на Пс. 19:7

Свт. Афанасий Великий

Ныне познах, яко спасе Господь христа своего: услышит его с небесе святаго своего: в силах спасение десницы его

Ныне познах, яко спасе Господь христа Своего. Как просвещенный уже Духом познал тайну воскресения.

В силах спaceниe десницы Его. Спас нас, показав великие силы. Ибо здесь дает разуметь, что и дела дарует приходящим к Нему силами десницы. Слово же «десница» употреблено здесь опять человекообразно, в наименование Божией силы.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Ныне познах, яко спасе Господь христа своего: услышит его с небесе святаго своего: в силах спасение десницы его

«Ныне познах, яко спасе Господь христа Своего: услышит Его с Небесе Святаго Своего», то есть, из самых событий дознали мы, что царь наш возложив упование на Бога, улучит спасение, и принося моления в долнем храме, приемлет помощь свыше. Поелику Пророк сказал, что молится он долу; то показывает, что помощь посылается свыше.

«В силах спасение десницы Его», потому что всего могущественнее для спасения сила десницы Его, которую простирает притекающим к Нему. Слово же: «десница» Пророк и здесь опять употребил человекообразно, именуя так Божественную действенность.

Евфимий Зигабен

Ныне познах, яко спасе Господь христа своего: услышит его с небесе святаго своего: в силах спасение десницы его

Ныне познах, яко спасе Господь христа Своего

Это слово произнес один из друзей Езекии, по получении извещения от Святаго Духа, что Бог избавит его, ибо христом, помазанным, здесь называется царь, как помазанный елеем помазания.

услышит Его с Небесе Святаго Своего

Мы удостоверились, говорит, что Бог услышит царя, как живущий на небесах и приосеняющий храм; почему иногда просят Бога о услышании с неба, а иногда из храма. А называет небо святым, как освященное жилище Божие.

в силах спасение десницы Его

Всякое, говорит, спасение, подаваемое кому либо правою рукою Бога, производится с силою, то есть с великою силою. Посему должно надеяться и не страшиться ополчением врагов, хотя оно кажется и непобедимым и страшным.

Не отвергнул и Отец Сына, но спас Его (по человечеству), как десницу свою, спас не просто, но силами, т. е. божественными знамениями.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ныне познах, яко спасе Господь христа своего: услышит его с небесе святаго своего: в силах спасение десницы его.

Здесь следует поздравление, которым свидетельствуют верные, что они познали милость Божию в сохранении здравия царева, и что Бог самым делом показал, что царство Давидово силою Божиею стоит, поелику на звании Его основано. Ибо именем Христа или помазанника для того почтен здесь Давид, дабы верные ведали, что царь их есть законный; понеже Бог Сам избрал его, и избрание то священным помазанием засвидетельствовал. Итак, ведая сие, а притом воображая и то, от коликих опасностей и бед исхитил Бог Давида, приписывают сие милости Его, и купно присовокупляют причину: что Бог удостоил его покровительства Своего, и повелел помазать в царя народу Своему за добродетели его. В следующем члене утверждаются надеждою, что Бог и в будущее время имеет покровительствовать его, ибо глаголют: услышит его с небесе святаго Своего. Но здесь уже о другом святилище упоминается, сиречь, о небесном. Якоже бо чрез ковчег завета являл Бог снисхождение Свое к народу, дабы дать ближайшее понятие о Себе: тако паки чрез святилище небесное хотел привлещи к Себе горе мысли верных Своих, дабы ничего плотскаго или земнаго не мыслили о Нем, и дабы ведали, что Он превыше всего мира. И якоже чрез видимое и рукотворенное святилище проявляемо было отеческое снисхождение Божие, и ближайшее обращение, которое имел Он с народом Своим: тако чрез святилище небесное проявляется безпредельная сила Его, величество и власть. Оныя слова: в силах спасение десницы Его означают спасение сильное, или силу спасающую, аки бы сказано было: Бог чудною силою Своею, или могущею десницею Своею, да сохранит царя, помазанника Своего.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Ныне познах, яко спасе Господь христа Своего: услышит его с небесе святаго Своего: в силах спасение десницы Его

На основании прежде оказываемой Богом царю помощи и вследствие своей твердой веры, народ во время молитвы (ныне) остается совершенно уверенным (познах), что Бог даст царю победу (спасе – победа, как имеющая несомненно последовать считается уже совершившеюся). Бог услышит царя, своею всемогущею десницею совершит великие события для спасения его. Пусть враги хвалятся своими военными колесницами, а мы (израильтяне) надеемся на Бога и победим, между тем как они погибнут. Но так как победа еще не одержана, то в ст. 10-м снова повторяется молитва.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Сергий Терновский

Ныне познах, яко спасе Господь христа своего: услышит его с небесе святаго своего: в силах спасение десницы его

В силах спасение десницы Его. Спас Своею десницею, показав великую силу, то есть обратив на него взор благоволения.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.

Лопухин А.П.

Ст. 7-8 Ныне познах, яко спасе Господь христа Своего: услышит Его с Небесе Святаго Своего: в силах спасение десницы Его. Сии на колесницах, и сии на конех: мы же во имя Господа Бога нашего призовем

«Ныне познал я» - прешедшее вместо будущего; ныне, т. е. в настоящую войну с сиро-аммонитянами, обнаружится как любит («спасает… отвечает») Господь своего помазанника.

Евреи жаждут божественной помощи, так как военные силы борющихся сторон неравны: «иные», т. е. враги, обладали большим количеством боевых колесниц, чему евреи могут противопоставить только свою веру в Бога и надежду на Его помощь.

Прот. Григорий Разумовский

Ныне познах, яко спасе Господь Христа Своего: услышит его с небесе святаго Своего: в силах спасение десницы Его

Здесь Давид уже выставляет и себя как составителя сей молитвенной песни и указывает то лицо, о котором в предыдущих изречениях как бы умалчивает, называя его теперь помазанником Божиим, что означает слово Христос. Ныне, говорит, я узнал, что Господь спас помазанника Своего, т.е. царя, услышал и всегда готов услышать Его молитву с неба святого Своего: ниоткуда не может быть такой сильной помощи, такого могущественного спасения, как с неба, от всемогущей десницы Божией, которую Он простирает к притекающим к Нему.

Объяснение священной книги псалмов.