Толкования на Пс. 20:4

Блж. Феодорит Кирский

Яко предварил еси его благословением благостынным: положил еси на главе его венец от камене честна

См. Толкование на Пс. 20:2

Евфимий Зигабен

Яко предварил еси его благословением благостынным, положил еси на главе его венец от камене честна

Яко предварил eси его благословением благостынным

Ты, говорит, Господи, предупреждал и прежде нежели царь стал просить тебя, Ты часто благодетельствовал ему. Ибо под благословением благости здесь должно разуметь благодеяния, даруемые благостью Божиею Езекии.

положил eси на главу его венец от камене честна

Здесь исчисляет благодеяния, оказанные Богом Езекии. Прежде всех других Он даровал ему украшение главы венец царский.

Св. Кирилл говорит, что это слово прилично Давиду, который, победив Аммонитян, взял венец царя их Мелхома (2Цар. 12), который по словам того же Кирилла, был идол Аммонитян. Вынув из венца сего один драгоценный камень, он вделал его в собственный венец свой. Слова Феодорита: Чем кто занимается, тем и венчается; кто праведно наблюдает справедливость, тот получит венец правды; кто прославляет правильно Троицу, тот понесет неувядаемый венец славы. Когда Апостол называет учеников своих радостию и венцем своим; то тем более ученики Христовы, будучи драгоценные камни по добродетели, сплетая из себя венец, будут возложены на главу Христову.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Яко предварил еси его благословением благостынным, положил еси на главе его венец от камене честна.

Некоторые слова сии относят к последней победе, которую одержал Давид над иноплеменными народами, и венец, о котором здесь упоминается, мнят быть царя Аммонитскаго, ссылаясь на Священную историю. Но мнение сие неосновательно; ибо оно весьма много унижает ту честь, которую присвояет здесь Дух Святый царству Израилеву, беседуя о безпрерывном онаго благополучии. Притом, ни малаго нет сомнения, чтоб Давид не простирал здесь мыслей своих далее, то есть, на потомков своих даже до Христа, и чтоб не предполагал безпрерывнаго продолжения милости Божией в разсуждении сохранения онаго царства. Ибо не об одном токмо Давиде сказаны были оныя слова: Аз буду ему во отца, и той будет Ми в сына (2Цар. 7:14), но изречение оное долженствовало распространиться от Соломона даже до Христа: чему наилучший свидетель есть пророк Исаиа, извествующий, что оно исполнилось тогда, егда Сын дадеся нам (Ис. 9:6). Впрочем, когда глаголет: предварил еси его, тем означает, что Бог так был милостив к Давиду, что и без прошения желания его предупреждал, и всякаго рода благая сверх потребы подавал. Под именем благословения благостыннаго разумей изобилие и щедрое даяние тех же благ. А что пророк полагает венец в последнем месте, так как бы он чрез долгое время лежал празден, сим означает, что он долженствовал возложен быть на главу Христову. Отсюду заключаем, что Давид сим псалмом возводил мысли верных в надежде вечнаго царства, котораго образ в сынах Давидовых слабыми токмо чертами преднаписан был. Таким образом, аки в зерцале, показывается здесь вечность царствия Христова, Который не человеческим произволением или согласием посажден был на престоле, но Бог с небесе возложил на главу его венец.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Яко предварил еси его благословением благостынным, положил еси на главе его венец от камене честна

Ты, Господи, принял молитву Давида милостиво и даровал ему победу так, что он надел на свою голову корону из чистого золота с головы врага.

Прот. Григорий Разумовский

Яко предварил еси его благословением благостынным, положил еси на главе его венец от камене честна

Оказывая различные благодеяния Давиду, Господь как бы предупреждал его дарами Своей благости, предварял его благословением благостынным, даровал ему блага и милости прежде, нежели он вознес о них молитвы свои к Нему. Так Господь поставил его царем Израиля, о чем Давид и не мечтал, будучи пастухом овец у отца своего, положил на главе его венец – поставил его царем: «положить венец на главу» кого-нибудь и значит – сделать его царем. Венец от камене честна значит: венец из дорогих, или драгоценных, камней, каковы венцы обыкновенно возлагаются на царей при венчании их на царство. Таково буквальное понимание слов сего стиха. Но по изъяснению св. отцов (св. Афанасия – [3, с. 91], блж. Августина), эти слова нужно понимать как пророческие о лице Мессии, Господа Иисуса Христа, Который, как царь и человек, предваряем был от Бога Отца всяким благословением благости Его и «за приятие смерти увенчан славою и честию» (Евр. 2:9).

Объяснение священной книги псалмов.