Толкования на Пс. 20:14

Свт. Афанасий Великий

Вознесися, Господи, силою Твоею: воспоем и поем силы Твоя

Вознесися Господи силою Твоею. Это подобно сказанному: да приидет царствие Твое (Мф. 6,10). Явно же молится, чтобы настало после сего второе пришествие.

Воспоем и поем силы Твоя. Ибо тогда всякая праведная душа, введенная в горние обители, будет совершать духовные служения.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Вознесися Господи силою Твоею: воспоем и поем силы Твоя

Не как униженный возносится Богь, и не что-либо такое, чего не имел, восприемлет, но Он открывает, что имеет. Посему справедливо сказал Пророк: «вознесися Господи силою Твоею». Ибо высота Твоя доказывается неизреченною силою, которую мы непрестанно будем воспевать и песнословить Тебя, поведая чудеса Твои.

Евфимий Зигабен

Вознесися, Господи, силою Твоею: воспоем и поем силы Твоя

Вознесися, Господи, силою Твоею

При изъяснению седьмого псалма, мы показали, что значит: вознесися. Почему там и смотри так как сии слова имеют сходство с теми, которые читаются так: вознесись в концах врагов твоих .

Говорит Феодорит: Бог возносится, не как униженный, и воспринимает не то, чего не имеет, но показывает то, что имеет. Итак прилично сказал: вознесись, Господи, силою твоею. Ибо высота Твоя открывается из неизреченной силы, которую мы непрестанно будем воспевать и прославлять, пересказывая Твои чудеса.

Воспоем и поем силы твоя

В конце двенадцатого псалма изъяснено, что значит: буду петь и воспою. Но некоторые, в числе коих и божеств. Кирилл, приспособляют сей псалом и к Давиду, говоря, что он воспел его о себе. Если и нам принять эту мысль (ибо ничто не препятствует принять); то изъясним оные слова и иначе. Итак слова: Господи, силою твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем весьма возрадуется— мы можем понимать так, что Давид сказал их к Господу Христу, который по словам Павла, есть сила Божия (…Христа Божию силу и Божию премудрость (1 Кор. 1,24), и который есть Спаситель, по словам Евангелиста: Он спасет народ свой (Мф. 1,21); или точнее: сказал к Отцу: Господи, силою твоею, а к Сыну: и о спасении твоем, или: возвеселится царь о произведенном Тобою спасении Его. Так могут быть изъясняемы и прочие слова, одни в отношении к Отцу, а другие в отношении к Сыну. Давид по истине возрадовался и возвеселился, поелику и по смерти увидел таинство воплощения Божия. Ибо если и в этом грубом и мрачном теле очами душевными он предвидел будущее, то тем чище увидел это по смерти, когда скинул с себя тело.

Далее, под желанием сердца мы можем разуметь то стремление Давида, которое он имел к тому, чтоб увидать воплощение Спасителя, которого предвидел только образ. Под желанием уст Давида мы должны понимать желание всегда петь Богу. И по истине он всегда поет устами христиан, которые ежедневно поют и читают священные псалмы. Он просил жизни и получил ее, ибо, неоднократно ожидая от врагов своих смерти, он избавлялся от них одною молитвою. И великая слава Давида была спасением Твоим, то есть спасением ниспосланным от Тебя. И подлинно он прославился, потому что от корня и семени его произрасло наше спасение, или Владыка Христос, великий и славный.

«Ты возвеселишь его радостию пред лицем Твоим» —Ты возвеселишь его чрез Сына Твоего; ибо Сын—лице Отца, как Он и Сам сказал: кто видел Меня, тот видел Отца (Ин. 14,9). Под врагами Божиими можешь представлять христоненавистников—иудеев, которых проклинает и предизображает, каким они подвергнутся бедствиям, и которых семя и весь род совершенно погублены римлянами, тех, которые распяли Господа. Ибо только те, которые до того времени были по другим странам мира рассеяны, ускользнули от оного истребления. Ты поставишь их, как печь горящую во время лица Твоего, т. е. Сына твоего, как сказано прежде. Ибо когда явился Христос во плоти и когда сказал: посему отнимается от вас царствие Божие (Мф. 21,43), оные бедствия начали приходить на них. На остатки их, то есть на Евреев уверовавших в Тебя—Сына. Ты уготовишь, то есть, украшения,— прославишь род их. Для Евреев составляло славу то, что они сделались отцами Апостолов, хотя сами по себе они были достойны ненависти у всех. По временам этот псалом приличен и иному из царей наших православных, равно как и предыдущий, против варваров.

Когда в последние времена будут призваны, тогда и лице им будет дано, то есть дерзновение. Ибо когда, по словам Павла, войдет полнота язычников, тогда Израиль спасется (у Никиты).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Вознесися, Господи, силою твоею: воспоем и поем силы твоя.

Пророк заключает псалом молитвою, в которой паки подтверждает, что царство, о котором здесь упоминается, с Божиею славою так соединено, что оттуду проявляется сила Его.

Хотя же Бог и в возвышении Давида проявил древле силу Свою, но она совершеннее вознеслася в возвышении Христа, Который так поставлен над нами в Цари от небеснаго Отца, что купно явился и Бог во плоти. Впрочем, сия Божественная сила как для нечестивых должна быть ужасна, так для нас представляется исполненною утешения и возбуждающею к радости, к песнопению и к благодарению.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Вознесися, Господи, силою Твоею: воспоем и поем силы Твоя

Народ взывает о постоянном и возобновляющемся откровении силы Божией, за что он будет тогда воспевать всемогущество Господне.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Вознесися, Господи, силою Твоею: воспоем и поем силы Твоя

В этих заключительных словах псалма выражается пророчество о силе и славе Божией, открывшейся в вознесении Господа Иисуса Христа на небо. Испытав на себе лично многоразличные действия благости и милости Божией, явленные в особенности в различных видах силы и помощи Божественной в борьбе против врагов, царь Давид песненно и всенародно исповедует эту силу Божию и говорит о ней как имеющей проявиться напоследок времен, в пришествие Мессии Христа, Который прославится особенно воскресением и вознесением Своим на небо. Вознесися, Господи, силою Твоею, тогда, говорит, мы будем воспевать и прославлять силы Твоя.

Объяснение священной книги псалмов.