Толкования на Пс. 21:16

Свт. Афанасий Великий

Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси

Изсше яко скудель крепость Моя, и язык Мой прилпе гортани Моему. Этим изображает Свою жажду на честном кресте, когда просил Он пить, и поднесли Ему оцет с желчию. Почему и говорит: и язык Мой прилпе гортани Моему. И в персть смерти свел Мя еси. Ибо, по благодати Божией, за целый мир вкусил смерть; но не в смерть, а в персть смерти низведен Христос, яко не оставися душа Его во аде, ни плоть Его виде истления (Деян. 2,31).

Толкование на псалмы.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси

Как глина, когда она влажна, бывает гладка, ровна и пухла, а когда высохнет – делается шероховатою и опадает, так и тело человеческое, когда увлажается питьями и яствами, бывает гладко и пухло, а когда удручается постом, то делается морщинистым, сухим, малосильным: иссохла, как черепок крепость тела моего.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Феодорит Кирский

Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси

См. Толкование на Пс. 21:15

Евфимий Зигабен

Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси

Изсше яко скудель (черепок) крепосте моя

Сила, говорит, тела моего иссохла от огня печали и скорби; потому что испарилась вся влага его.

И язык мой прильне гортани моему

Это слово исполнилось, когда лжесвидетели говорили против Иисуса, а Он ничего не отвечал, но стоял молча; или исполнилось тогда, когда возжаждал на кресте и никто не нашелся, кто бы утолил жажду водою.

Некто говорит: жажда рождается от большой сухости; это видно из естества телесного, которое любит влагу и желает утоления жажды питием воды. Эту сухость и жажду могут произвести и скорби; ибо, приводя в действие желчь, они горячи и сильны. Почему и Господь, возжаждав на кресте, потребовал пития, сказав: «Жажду» Итак кажется, что у Господа была естественная жажда (у Никиты).

И в персть смерти свел мя ecu

Прах смертный есть гроб, потому что в нем превращаются в прах тела умерших; итак в сей то гроб Ты низвел Меня, желавшего сего для спасения людей.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси.

Крепостию нарицает телесную силу, которую подает нам крепость жил и костей. К сему надлежат и оныя слова: язык мой прильпе гортани моему. Ибо известно, что от чрезмерныя печали слабеют не токмо жизненные духи, но и вся почти кровь изсыхает. По сих глаголет: в персть смерти свел мя еси, означая, что он лишился всей надежды сохранить свою жизнь, и был уже близок ко гробу, в каком разуме и Павел о себе сказал: сами в себе осуждение смерти имехом (2Кор. 1:9). Впрочем Давид употребил сии иперболическия о себе слова с тем, дабы возвести мысли наши выше ко Христу: ибо ужасный подвиг Его с смертию, при котором источил Он кровь вместо поту, снизшествие во ад, гнев Бога, который понес Он за грехи человеческаго рода, самое наконец истощание никакими обыкновенными словами изобразить было невозможно.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Григорий Разумовский

Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси

См. Толкование на Пс. 21:15