Толкования на Пс. 21:26

Свт. Афанасий Великий

От тебе похвала моя, в Церкви велицей исповемся тебе: молитвы моя воздам пред боящимися его

От Тебе похвала Моя. Похвалою называет славословия. Можно в этом видеть и то прославление Отцем, когда приидe свыше глас: и прославих, и паки прославлю (Ин. 12,28). Или, как Я соделал Тебя ведомым для человеков, так, без сомнения, и Ты соделаешь, чтобы воздавалась Мне та же честь, то глаголя: Сей есть Сын Мой (Мф. 3,17), то являя о Мне Петру (Мф. 16,17) и прочим. Молитвы Моя воздам. В божественном Писании молитвою называется обетование. Посему, исполнение послушания Отцу, в каком пребыл Сын даже до смерти по плоти, можно также принять за исполнение возданной Им Отцу молитвы.

Толкование на псалмы.

Прп. Иоанн Лествичник

От тебе похвала моя, в Церкви велицей исповемся тебе: молитвы моя воздам пред боящимися его

Не нам, Господи, не нам, сказал некто, в чувстве души, но имени Твоему даждь славу (Пс. 113, 9); ибо он знал, что естество человеческое не может принимать похвалу безвредно. У Тебе похвала моя в Церкви велицей в будущем веке: а прежде того не могу принимать ее безопасно.

Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве.

Блж. Феодорит Кирский

От тебе похвала моя, в Церкви велицей исповемся тебе: молитвы моя воздам пред боящимися его

От Тебе похвала моя, в церкви велицей исповемся Тебе

Как Я делаю Тебя ведомым для человеков; так и Ты научаешь всех человеков воздавать Мне туже честь, то изрекая: «сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте» (Мф. 17:5), то вещая: и «прославих» Тебя «и паки прославлю» (Ин. 12:28). Так в откровении дал ведение о Нем Петру, так открыл Павлу, так чрез них опять человекам. Ибо церковию великою Пророк наименовал Церковь простирающуюся до пределов земли.

«Молитвы Моя воздам пред боящимися Его». Молитвами (εὐχή) называет здесь не моления, но обеты. Ибо сие различие в значении знает и закон: «аще обещаеши обет» (εὔξῃ εὐχὴν) «Господеви» (Втор. 23:21), то есть, дашь какое-либо обещание Богу. Итак, поелику выше обещал чрез уверовавших в Него воспеть хвалу; то здесь яснее высказывает, что обещания приведет в исполнение, чтобы поучающиеся в словесах Божиих из самых событий дознали истину слов сих. Поелику же упомянул о Церкви, то по необходимости делает о ней предречения, и предвещает призвание всех народов. Ибо их именует убогими, как издревле не имевших богатства благочестия, но порабощенных убожеству неведения.

Евфимий Зигабен

От тебе похвала моя, в Церкви велицей исповемся тебе: молитвы моя воздам пред боящимися его

От Тебе похвала моя (мне)

Тогда была похвала Сыну от Отца, когда пришел голос с неба: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в коем Мое благоволение (Мф. 3,17). И когда тот же Отец возгласил с Неба: И прославил и еще прославлю (Ин. 12,18).

Феодорит: как Я Тебя делаю известным людям, так и Ты научаешь везде людей приносить Мне ту же честь. Так Он открыл познание о Нем Петру и Павлу, а чрез них и всем людям.

В церкви велицей исповемся Тебе

Поведанием здесь Господь называет хвалу и прославление, а великою церковью, Церковь христианскую, как распространявшуюся до пределов земли, или как составившуюся из великих и святых мужей. Среди сей-то Церкви, Господь всегда прославляет Отца посредством Евангелия. Притом выше Он сказал просто о церкви, разумея синагогу иудейскую, или и Церковь из верующих, находящуюся по частям в каждой стране; а теперь называет великою всю вселенскую христианскую Церковь.

Молитвы моя воздам (Господу) пред боящимися Его

Молитвами Господь здесь называет обеты поведать о имени Отца своего и прославлять Его.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

От тебе похвала моя, в Церкви велицей исповемся тебе: молитвы моя воздам пред боящимися его.

Сии слова присовокупляет для того, дабы засвидетельствовать, что спасение его произошло от единаго Бога. Ибо как многие под предлогом прославления Бога превозносят хвалами покровителей своих, и оставя Бога, отвсюду собирают материи к прославлению имен их: сего ради Давид обращается к Богу, и от Него единаго заимствует материю похвал. Впрочем повторяет то же, о чем выше упомянул, то есть, что он всенародно и пред всеми людьми в церкви засвидетельствует благодарность свою пред Богом, дабы и других примером благочестия своего тому же научить. А как Иудеи по получении великих благодеяний, а наипаче по избавлении от великих бедствий, имели обычай приносить Богу мирныя жертвы: сего ради Давид, яко един из благочестивых, сообразуется здесь, как должно общему правилу церкви. Сия-то суть те обеты, которые будучи в бедствиях принесть намеревает, и дабы исполнить их, с великим усердием и верою просит Бога.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

От Тебе похвала моя, в Церкви велицей исповемся Тебе: молитвы моя воздам пред боящимися Его

Теперь уже из восхищенной души Его вырывается благодарственная песнь (24–25), которую Он будет петь. С прославлением устами Он соединит прославление и благодарение действием, жертвою среди верующих, пред боящимися, принесет благодарственную жертву, в каковом жертвенном пиршестве может принимать участие бедствующее в грехах, алчущее человечество, чтобы подкрепиться и напитаться для вечной жизни.

Молитва – жертвы по обету; с этими жертвами у евреев соединялись пиршества, жертвенные обеды, на которые приглашали вдов, сирот и т.д. – Прославленный Богочеловек совершенную Им на земле жертву продолжает на небе, пред Небесным Отцом, как жертву благодарности за победу, которую Он Ему даровал; блаженство небожителей и есть это пиршество. Существенно та же жертва, что и на небе, приносится и в церкви, и в причащении призываются нищие сыны Адама к пиршеству, которое есть образ будущего, небесного.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

От тебе похвала моя, в Церкви велицей исповемся тебе: молитвы моя воздам пред боящимися его

«О Тебе хвала моя в собрании великом». Та защита, которую Господь оказал Давиду, служит источником похвалы Бога пред народным собранием. В этом - исполнение Давидом того обета, который он дал в минуту опасности (23 ст.).

Прот. Григорий Разумовский

От Тебе похвала моя, в церкви велицей исповемся Тебе: молитвы моя воздам пред боящимися Его

Блж. Феодорит относит эти слова к лицу Сына Божия и дает им такой смысл: «Как Я, – говорит Христос к Отцу Небесному, – делаю Тебя ведомым для человеков, так и Ты научаешь всех человеков воздавать Мне ту же честь… Церковью великою назвал Церковь, простирающуюся до пределов земли» [6, с. 101]. Молитвы, по изъяснению того же учителя Церкви, означают здесь то же, что и обеты [6, с. 101]. Таким образом, смысл изречений сего 26 стиха, в связи с предыдущими стихами, можно выразить так: Я прославляю и буду прославлять Тебя, Отец Небесный, на земле, а Ты прославляешь и прославишь Меня (от Тебе похвала моя) на небеси, как прославил гласом Своим с неба во время Крещения и Преображения (Мф. 3:17, 17:5). И не только в сонмищах иудейских буду возвещать о Тебе или в собраниях Моих учеников и последователей, но и в церкви велицей, т.е. во всей Вселенской Церкви, имеющей составиться из святых и великих мужей и распространиться по всей вселенной, до пределов земли, будет возвещено и прославлено имя Твое, будут приноситься Тебе жертвы и благодарения, в присутствии всех верных Твоих.

Объяснение священной книги псалмов.