Толкования на Пс. 21:28

Свт. Афанасий Великий

Помянутся и обратятся ко Господу вси концы земли, и поклонятся пред Ним вся отечествия язык

И поклонятся пред Ним вся отечествия язык. Хотя Он, как Бог, есть Царь всех, но говорится, что будет царствовать над теми, которые на земле, потому что их обратит от демонской прелести к вере в Него, к благодарности и правде.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Помянутся и обратятся ко Господу вси концы земли, и поклонятся пред Ним вся отечествия язык

«Помянутся и обратятся ко Господу вси концы земли». Хорошо сказано: «помянутся», потому что, получив бытие от Бога, забыли Создавшаго. «Вси концы земли» не один народ, и не два народа, но из всех народов по вселенной притекут тысячи, и с усердием приимут свет Боговедения. «И поклонятся пред Ним вся отечествия язык. И научая, что владычество не чуждо, но собственно принадлежит Богу, присовокупил:

Евфимий Зигабен

Помянутся и обратятся ко Господу вси концы земли, и поклонятся пред Ним вся отечествия язык

Помянутся и обратятся ко Господу вcи концы земли

Памятью называется воспоминание чего либо сделавшегося известным прежде. Итак из сих слов открывается, что познание Бога насаждено в людях. Но у язычников тьма заблуждения покрыла сие познание; а когда, пришел Господь—умное солнце правды, тьма заблуждения сего исчезла и язычники вспомнили о Боге, Творце своем, и таким образом с верою обратились к Нему. Или сказал: вспомнятся вместо того, чтобы сказать: удостоятся памяти или воспоминания у Бога те язычники, которые доселе были забыты. При сем заметь, читатель, что Давид употребил сии слова по порядку: во-первых сказал вспомнятся, потом обратятся; и наконец—поклонятся.

Посему Иоанн Дамаскин сказал: Познание бытия Бога насаждено Им в естество всех. Кн. 1, гл. 1, о вере.

Как в другом месте сказал: Изыскивающий крови от них вспомнил (Пс. 9,12).

И поклонятся пред Ним вся отечествия язык

Почему говорит об этом, когда еще не все концы земли и не все отечества язычников уверовали? На cие отвечаем, что поелику Евангельская проповедь распространилась во все пределы земли и у всех народов вселенной; и поелику из каждого народа уверовали некоторые; то посему частью он изобразил целое. Иначе еще—отечествами называет родства, а известно, что из каждого народа родственники уверовали во Христа и чрез Христа поклонились Отцу.

Еп. Ириней (Орда)

Помянутся и обратятся ко Господу вси концы земли, и поклонятся пред Ним вся отечествия язык

Крестною смертию Христа разрушена стена, разделявшая иудеев и язычников (Еф. 2:14); это величественное действие Его жертвы представляется умирающему Спасителю в ст. 28-30; Он видит, как язычники (все концыотечествия язык), по собственной вине забывшие истинного Бога (Рим. 1 и д.), снова обращаются к Нему, поклоняются Ему, как своему Господу, а чрез это границы царства Божия расширяются над тесною областию Израиля, распространяются над всем миром. Придут также и сильные земли, имеющие изобилие временных благ (тучнии), чтобы участвовать в приготовленном Христом пиршестве (вся истина и благодать во Христе; Иоан. 6:32-50 – в частности, Святая Евхаристия там же ст. 51 и д.), принести Ему свое поклонение (Пс. 71, 10, 11); короче, все смертные получат участие в благословениях крестной смерти. Но Сам Страдалец будет вечно жить прославленным, и из семени Его (при Его посредстве Св. Духом. Ин. 1:13;3:5, 1 Ин. 3:3) возрожденное новое поколение будет служить Богу; как (у евреев) телесному Отцу возвещается, что у него родилось дитя, так тогда и Небесному Отцу возвестится, что будущие роды усыновляются Им; и миллионы святых, которые приняты на небо, будут громко свидетельствовать грядущим, как бы из Бога рождающимся, поколениям о правде Божией, усвоенным Им на основании заслуг Христовых в столь богатой мере, и в небесном свете которых они сияют как солнце пред нашим духовным взором.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 28-32 Помянутся и обратятся ко Господу вси концы земли, и поклонятся пред ним вся отечествия язык: яко Господне есть Царствие, и той обладает языки. Ядоша и поклонишася вси тучнии земли: пред ним припадут вси низходящии в землю: и душа моя тому живет. И семя мое поработает ему: возвестит Господеви род грядущий: И возвестят правду его людем рождшымся, яже сотвори Господь

Давид говорит об обращении к Богу всего мира: вспомнят все народы о той помощи, какую Господь оказывал своим праведникам и будут покланяться Ему, как единому, истинному Богу, что и должно быть, так как ведь только Господу принадлежит вся земля и все народы; признание за Ним языческими народами этого неотъемлемого права Его есть только дело времени. Давид рисует даже картину обращения к Богу всех народов. Когда «все тучные земли», все сильные на земле - правители народов будут поклоняться Ему: будут поклоняться вообще все смертные «нисходящие в персть», будут благоговеть пред Тем, Кому я, говорит Давид, живу душою, привязан всем существом своим. Мое потомство будет служить Господу. Под потомством нельзя разуметь обыкновенное потомство Давида, которое не всегда было верно Богу, но то семя, которое от него произошло по Божественному обетованию, т. е., Мессию. Милости, оказанные Давиду Богом, сохранятся в памяти последующих поколений людей; каждое из них будет прославлять Бога и возвещать о тех делах, которые Он совершил среди людей, защищая праведных и карая нечестивых. Это предсказание Давида уже осуществилось и будет осуществляться: его песни, равно как история жизни евреев и все вообще священные их книги, читались и будут всегда читаться людьми, тем самым передавая знания из рода в род о великих делах Божиих.

В первой части псалма мы уже видели, что все испытанное Давидом во время гонения от Саула нашло полное и точное повторение и выражение в жизни Мессии Христа, а потому эта часть должна быть названа прообразовательной. Во второй же части псалма Давид рисует картину всеобщего обращения к Богу всех народов. Это последнее сделалось возможным только со времен Мессианских, когда проповедь учения Христа распространяется среди всех стран и народов. Как предсказание словом о будущих событиях мессианского периода эта часть псалма является пророческой.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 28–29 Помянутся и обратятся ко Господу вси концы земли, и поклонятся пред Ним вся отечествия язык: яко Господне есть царствие, и Той обладает языки

Здесь продолжается речь о тех же язычниках, обращенных и имеющих обратиться ко Христу. До обращения к вере Христовой они были нечестивы и безбожны, и вот псалмопевец пророчествует, что народы, живущие во всех концах земли, доселе как бы забытые Богом, помянутся Им, призовутся чрез проповедь Евангелия и обратятся ко Господу, войдут в великую Церковь Христову, – тогда, научившись истинному Богопознанию и Богопочтению, поклонятся Господу не одни иудеи, которые себя одних почитали поклонниками истинного Бога, но и вся отечествия язык, т.е. во всех народах и между всеми отдельными племенами будут поклонники Бога истинного, потому что Он есть Бог не иудеев только, но и всех народов, как Творец человеческого естества и Вседержитель мира: яко Господне есть царствие, и Той обладает языки.

Объяснение священной книги псалмов.