Толкования на Пс. 24:16

Блж. Феодорит Кирский

Призри на мя и помилуй мя, яко единород и нищь есмь аз

Слово: «единород» прочие переводчики перевели: одинок. Говорит же Пророк: я лишен всякой помощи; потому умоляю сподобить меня Твоего заступления. Весьма же трогательно выразился: «призри на мя и помилуй мя», то есть, воззри на мое одиночество и на множество осаждающих меня врагов; ибо, увидев сие, без сомнения сжалишься.

Евфимий Зигабен

Призри на мя и помилуй мя, яко единород и нищь есмь аз

Призри на мя, и помилуй мя

Как Бог призирает, это мы изъяснили в других псалмах. Смотри в 12 псалме, слова 3-го стиха: Призри и услыши меня.

Яко единород и нищ есмь азь

Почему Давид называет себя единородным, когда имел и других братьев? Ответствуем, что единородным он называет себя как одинокого и удаленного от сожительства, как и в другом месте он сказал: и от руки пса единородную мою (Пс. 21,21); а нищим себя назвал потому, что был лишен всякой человеческой помощи.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Призри на мя и помилуй мя, яко единород и нищь есмь аз.

Понеже сам выну взирал к Богу, того ради праведно просит, дабы и Бог воззрел на него. Сего бо в молчании просил, когда очи устремлены к Богу имел, то есть, дабы человеколюбно и милосердо воззрел на одиночество и нищету его. Нарицает себя единородом, – то есть, сиротою и человеком одиноким, – или потому, что в самом деле оставлен был от друзей и сродников, или потому, что сам духом от всех иных устранился, и всю надежду на единаго Бога возложил. Паки, нарицает себя нищим, понеже смирен был и признавал себя неимущим добродетелей и заслуг.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Григорий Разумовский

Призри на мя и помилуй мя, яко единород и нищ есмь аз

Здесь Давид, прося у Бога помилования, называет себя единородным, но не в том смысле, чтобы он признавал себя не имеющим ни братьев, ни другого какого-либо родства, а потому, что был оставлен всеми, и сродниками и друзьями, а также и потому, что сам, возложив все упование на Бога, духом устранился от всех преданных суете и неправде, как говорит в следующем псалме (Пс. 25:4). А нищим здесь же называет себя, в том смысле, что, будучи оставлен всеми, принужден был терпеть разные угнетения и обиды со стороны врагов. Нищим он называет себя также и по великому смирению (см. ниже, ст. 18), признавая себя не имущим (нищим) никаких добродетелей и заслуг.

Объяснение священной книги псалмов.