Толкования на Пс. 24:18

Свт. Афанасий Великий

Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя

Виждь смирение мое и труд мой. Ибо не должно быть нам нерадивыми и недеятельными, полагаясь на милость Божию, но надлежит и от себя привнести труды дел.

Толкование на псалмы.

Прп. Максим Исповедник

Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя

Смирение и злострадание (телесные лишения) освобождают человека от всякого греха; потому что то отсекает страсти душевные, а это – телесные. Так поступал блаженный Давид, как видно из следующей молитвы его к Богу: виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя.

Главы о любви.

Блж. Феодорит Кирский

Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя

См. Толкование на Пс. 24:17

Евфимий Зигабен

Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя

Виждь смирение мое и труд мой

Смирением Давид называет здесь чувственно немощь тела, по сравнению с великою силою врагов его, а умственно— сокрушение души. Подобным образом и трудом именует, в отношении к чувственности телесный труд, который он испытывал, когда бегал по горам и мучился, а в умственном—душевный, который он переносил, когда воздерживался, стоял на молитве, спал на земли, и другие бедствия претерпевал.

Бог, говорит некто из толковников, удостаивает труды святых своего призрения, за то, что они в трудах своих смиряются. Посему когда кто, заботясь о добрых делах, смиряет себя в трудах, тот может тогда с дерзновением говорить: воззри на смирение и труд мой. Еще некто: из сего мы заключаем, что смирение и злострадание освобождают человека от всякого греха: первое посекает страсти в душе, а второе в теле. По истине велико смиренномудрие и каждый из святых совершал путь по нему, и трудом ускорял свое шествие… Может и одно смирение привести (в Царство Божие), но не столь скоро. Оно и естественно в душе возрождается при исполнении заповедей и чем более плодов производит душа, тем более оно подобно деревьям, наклоняется к земли; а путь оного труды телесные с разумением, ибо труд смиряет тело, а вместе с телом смиряется и душа.

И остави вся грехи моя

За смирение души моей, говорит, и за телесный мой труд прости, Господи, совершенно все в прежнее время учиненные мною грехи, от которых по исповедании я удержался. Заметь, что для совершенного прощения грехов человек не только должен отстать от греха, но и сверх того иметь в сердце своем смирение, а тело подвергнуть труду и злостраданию.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя.

Продолжает молитву, и просит себе отпущение грехов, в которые впадал иногда, не могши преодолеть искушения. Ибо и праведный седмижды падает на день, хотя и сражается, и много трудится, сопротивляяся похотям: однако и отсюду показывает себя быть праведным, что те нечистоты, которыми неосторожно ходя осквернился, прилежным плачем и молитвою очищает. Под именем смирения не разумеется здесь добродетель смирения, но униженность. Ибо муж праведный сам себя зело унижает и смиряет, когда хощет быть непорочен, и между тем не избегает нечистоты. Вместо глагола остави, в Еврейском тексте читается: подъими или понеси вся грехи мои; и хотя в смысле разности нет, но глагол подъими или понеси, имеет какую-то красоту и важность. Ибо означает некоторый страх или безпокойство человека любящаго Бога, да не како Бог, раздраженный множеством грехов, в конец прогневается. Сего ради вопиет: подъими, понеси вся грехи моя, аки бы сказал: хотя и тяжки и многи суть, но Ты не утрудися понести их, и простить немощи моей.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя

«Призри на страдание» - посмотри на мое унижение и «прости все грехи мои» - вызвавшие эти бедствия. Давид преступление с Вирсавией ставит в связь с настоящими бедствиями.

Прот. Григорий Разумовский

Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя

См. Толкование на Пс. 24:17