Толкования на Пс. 25:8

Свт. Афанасий Великий

Господи, возлюбих благолепие дому твоего и место селения славы твоея

Господи, возлюбих благолепие дому Твоего Благолепие дома — украшающиеся в Церкви богочестием. Желаю, говорит Псалмопевец, видеть божественный дом, в котором сияет благодать Твоя.

Толкование на псалмы.

Свт. Филарет (Дроздов)

Господи, возлюбих благолепие дому твоего и место селения славы твоея

Вслушаемся внимательнее в слово Пророка: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея. Храм Божий любезен ему: потому что благолепен. Но чем благолепен и любезен? – Не одним блеском видимых украшений, хотя и сии могут иметь полезное действие на чувство благоговения, но наипаче тем, что он есть дом Божий и место селения славы Божией, что в нем живет Бог и Его Божественная слава. Приметьте, что по разумению Пророка, храм есть место не временнаго только и преходящаго явления, но постояннаго селения славы Божией. Слава Божия не тогда только была во храме, когда ее видели, в чудесном облаке осеняющем, в небесном огне ниспадающем на жертвы, как было во дни Моисея и Соломона, но она пребывает в нем всегда. Не видит ее пытливое око, но чувствует ея присутствие верующее сердце, и сие чувство исторгается из сердца в слове восторга: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, и место селения славы Твоея.

Беседа на обновление храма Святых Апостолов Петра и Павла. 1852 г.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 8-10 Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, и место селения славы Твоея. Да не погубиши с нечестивыми душу мою, и с мужи кровей живот мой. Их же в руку беззакония, десница их исполнися даров

Вместо слова: «благолепие» Симмах употребил: чертог; а вместо слов: «мужи кровей», мужи убийцы. Как можно скорее, Владыка, говорит Пророк, избавь от пребывания с ними меня, возлюбившаго дом Твой, источающий лучи благодати Твоей, чтобы не погибнуть мне вместе с людьми злочестивыми, любителями даров, убийцами, жертвующими правдою. И сим Пророк опять дал разуметь, что говорит об иноплеменниках; а домом Божиим наименовал скинию, потому что божественный храм не был еще построен. Почему и присовокупил: «место селения славы Твоея».

Евфимий Зигабен

Господи, возлюбих благолепие дому твоего и место селения славы твоея

Господи, возлюбих благолепие дому Твоего

Поелику, говорит, я люблю благолепие или красоту святого дома Твоего, то посему я и желаю опять видеть его. А под благолепием он разумеет красоту кивота и скинии Моисеевой, ибо во время Давида храм Иерусалимский еще не был создан.

И место селения славы Твоея

Не только, говорит, я возлюбил благолепие дома Твоего, но и самое место, где поставлена славная Твоя скиния, я люблю и считаю вожделенным. Или местом селения опять называешь ту же самую скинию. Ибо Давид имеет обыкновение называть одну и ту же вещь разными словами.

Почему некто (может быть Божеств. Кирилл) сказал: В дому Господа, то есть, в селении славы Его, ибо Он поселяется в церквах, можно видеть великое благолепие; здесь священнолепный вид служащих и чин собраний, исполненный величайшего благоустройства; песни и славословия и слова Богодухновенного писания как бы наполняют великим благоуханием слушающих в молчании с благочинностью таинственные возглашения, предложения, дароношения, молитвы без развлечения и восторженные к Богу от возвышенности мысли; речи богоглаголивых учителей, тайноводства, внушения и образы утешения, укрепляющие душу; и все другое честное притом только содержащееся в божественных законах. Итак благолепен был и чувственный дом Господа и вожделенен для святых и по истине священно селение славы Его. И опять: Чего нельзя найти для содействия духовному благолепию в церкви Христа, то есть, в верующих в Него, у тех, которые украшают души свои всякою добродетелью? Ибо в них изображается Христос— прекраснейший добротою более всех сынов человеческих,—изображается же чрез освящение и всякую действительную добродетель. Посему благолепие такового дома составляют отличающиеся в церкви благочестием.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Господи, возлюбих благолепие дому твоего и место селения славы твоея.

Сими словами показывает Пророк, что изгнание не по чему иному было для него несносно, как разве потому, что не мог он видеть скинии Господней. Ибо душа, воспламененная зельною любовию к Богу, ничего прекраснее не обретает на земле, как оное место, где присутствие Бога явственно показывается. Нарицается же скиния домом Божиим, и местом селения славы Его, первое потому, что в ней находился ковчег завета; второе, что на оное место часто снисходил облак светлый, в знамение присутствия Божия; третие, что в том же месте находилось прорицалище, из котораго Бог обыкновенно давал ответы чрез служителей Своих.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея

«Возлюбил я обитель дома Твоего». Давид отличался сильно развитой религиозностью, почему посещение богослужения и присутствие в скинии было для него не просто исполнением долга, но и делом личного влечения.

Прот. Григорий Разумовский

Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея

Под именем дома Господня и места селения славы Его Давид разумеет здесь скинию Господню, устроенную Моисеем по повелению Божию, а благолепием называет красоту кивота Господня и той же самой скинии. С особенным благолепием устроена и украшена была скиния, и по временам особенным образом проявлялась в ней слава Господня (Исх. 40:34; Чис. 30). В той же самой скинии, при кивоте Завета, Господь открывал волю Свою народу или Сам непосредственно, или чрез священнослужителей (Чис. 12:5-6). Словами сего стиха Давид как бы выражает скорбь свою и жалобу на то, что его безвинно удалили от дома Божия, который ему настолько любезен, насколько ненавистны капища и требища идолов: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея.

Объяснение священной книги псалмов.