Толкования на Пс. 26:5

Свт. Афанасий Великий

Яко скры мя в селении своем в день зол моих, покры мя в тайне селения своего, на камень вознесе мя

На камень вознесе мя. Павел ясно утверждает, что камень есть Христос (1 Кор. 10,4).

Толкование на псалмы.

Свт. Филарет (Дроздов)

Яко скры мя в селении своем в день зол моих, покры мя в тайне селения своего, на камень вознесе мя

Потому, говорит, желал бы я все дни моей жизни проводить в доме Божием, что в самый бедственный день моей жизни Господь скрыл меня в селении Своем от угрожавших мне бед, во храме Своем даровал мне безопасность.

Беседа при обновлении храма Воскресения Христова. 1853 г.

Блж. Феодорит Кирский

Яко скры мя в селении своем в день зол моих, покры мя в тайне селения своего, на камень вознесе мя

См. Толкование на Пс. 26:4

Евфимий Зигабен

Яко скры мя в селении своем в день зол моих, покры мя в тайне селения своего, на камень вознесе мя

Яко скры мя в селении (жилище) Своем в день (бывших) зол моих

Здесь Давид излагает причину, по которой желал посещать жилище Божие. Я, говорит, был весьма облагодетельствован Богом. Ибо в день бедствий моих Он укрыл меня под кровом Своим. Ибо его-то он назвал здесь жилищем. Поелику, как в жилище, сохранил меня Бог, когда я прибегнул под кров Его; и я не потерпел никакого зла.

Покры мя в тайне селения Своего

То самое, что сказал выше, говорит и здесь, чтобы яснее проповедать благодеяние. Тайным же называет внутреннейшую часть. Иначе, он говорит, что Бог сделал меня вовсе неприметным для тех, которые искали меня.

Слова Вел. Василия: Чтобы яснее видеть, что такое значит—быть в тайне покрова, употребим следующий пример. Пусть будет кто либо ищемый врагами, но стерегомый в некотором с трудом находимом домике. Сему подобное нечто, должно думать, случилось и с сим святым. Под божественною оною скинею, покрывавшею его так, что он не легко мог быть уловлен врагами. Григория Богослова: Великий Давид, чтобы скрыть деяния болезненные (приключения) свои в тех благах, к которым возносит мысли свои, говорит: он скрыл меня в селении Своем в день зол моих. Итак хорошее врачевство—помнить Бога и тогдашние надежды во время бедствий. А Божеств. Кирилл под жилищем разумеет благонадежность и непоколебимость благочестивой жизни, когда кто как бы вошел в нее, уже не уловляется истребительными страстями. А Феодорит из сих слов выводит, что Давид написал псалом сей, когда пришел к священнику Авимелеху и молился в Скинии Божией и получил на благословение святые хлебы, избежал рук врага. И Ориген: часто было говорено, что Скиния означает хлеб, а дом совершенство. За успехом следовал камень совершенства. И успеху хорошо соответствует слово—скрыл, а совершенству— вознес (в Катенах).

На камень вознесе мя

В безопасности и благонадежности, говорит, поставил меня Бог. Мысль сию он переносит от тех, которые, убегая врагов своих, восходят на высокую скалу и ускользают из рук их.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Яко скры мя в селении своем в день зол моих, покры мя в тайне селения своего, на камень вознесе мя.

Дает причину, чего ради просит жить в дому Господни, и видеть красоту его: понеже де опытом дознал уже, колико милостив был к нему Бог, когда неоднократно скрывал его во святилище Своем от поисков Саула. А от сея, глаголет, толикия милости Божия восприемлю благую надежду, что некогда паки возвращуся в дом Господень, чего единаго прошу и молю.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Яко скры мя в селении своем в день зол моих, покры мя в тайне селения своего, на камень вознесе мя

«Скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего» - там, во внутренних покоях, где Господь постоянно присутствует. Сравнение взято из обычая хранить сокровища в особо скрытых и безопасных местах. - «Вознес бы меня на скалу» - униженное положение заменил прочным и непоколебимым существованием, как бы поставил на скалу, недоступную и несокрушимую.

Прот. Григорий Разумовский

Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя

Говоря в словах предыдущего стиха о том духовном наслаждении, какое получается от посещения и постоянного присутствия в храме Божием, здесь пророк по связи мысли упоминает о том случае спасения от врагов, когда он нашел убежище и помощь в скинии при первосвященнике Авимелехе, от которого получил священные хлебы и меч Голиафов (1 Цар. 21:1–9).Таким образом, смысл речи сего стиха должен быть такой: я так люблю храм Божий, говорит Давид, что желал бы всегда находиться при нем и даже жить в нем, чтобы постоянно созерцать красоту Господню; а так как Господь благоволит к любящим святой храм Его, защищает и утешает таковых, то и мне предоставил безопасное убежище от врагов в самом храме, – в годину бедствий укрыл меня в тайне селения, как бы в тайном месте. На камень вознесе мя, т.е. поставил меня на каменной горе, в таком неприступном для врагов месте, в каком безопасны были для меня все нападения и стрелы их.

Объяснение священной книги псалмов.