Толкования на Пс. 26:10

Прп. Максим Исповедник

Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя

Умозрение на слова: отец мой и мати моя остависта мя.

Так и сказав: отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя, ясно высказался, - как я думаю, - о необходимых для желающих нетления оставлении и удалении от естественного закона плоти относительно рождения и тления, по которому мы в результате преступления [заповеди] и рождаемся, и существуем, и от вскормившего нас по-матерински чувства, посредством коих [т.е., оставления и удаления] видимый мiр оставляется и оставляет [нас], а Господь приемлется и, по духовному закону достойных усыновляя [Себе], а для них делаясь отцом посредством ведения и добродетели, всего Себя всецелым достойным подает по подобию как Благий. Или, возможно, под отцом и матерью подразумевает он писаный закон и телесное согласно ему поклонение [Богу], с оставлением которых обычно воссиявает в сердцах достойных свет духовного закона, и даруется свобода от рабства плоти.

Амбигвы к Иоанну.

Блж. Феодорит Кирский

Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя

Потому что гонимый Саулом принужден я был жить вдали от родителей. Но вместо всего этого для меня довлеешь Ты, Владыка.

Евфимий Зигабен

Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя

Яко отец мой и мати моя остависта мя

Не оставь меня, Господи, говорит, ибо я лишен всякого утешения и от самых родителей и родственников моих, не только помощи от друзей моих. Ибо все, боясь Саула, не смеют подать мне помощь.

Господь же восприят мя

Давид сказал сии слова в утешение свое. Хотя, говорит, и все оставили меня, но Господь взял меня под кров Свой и покрывает и избавляет меня от врагов моих.

А Божеств. Максим говорит: Искусно отцем и матерью выражает писанный закон и телесное служение в оном, за уступлением которых обыкновенно воссияет в сердцах достойных свет духовного закона и дарует свободу от рабства по плоти.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя.

Дает причину, чего ради требует помощи и спасения от Бога: понеже, глаголет, никто так не любит нас, как Ты. Здесь заметить должно свойство Еврейскаго слога, которым Давид беседует к Богу из почтения не во втором, как бы следовало по связи речи, но в третием лице: ибо не глаголет: «ты же восприял мя еси», но Господь восприят мя. Сему подобное изречение читаем в книге Бытия (Быт. 31:35), где Рахиль так говорит отцу своему: да не возимеет гнева господин мой, не могу бо востати пред Тобою. И в книге 3Цар. 1:27, глаголет Нафан к Давиду: от Господа ли царя моего бысть глагол сей, и не сказал еси рабу твоему, кто сядет на престоле господина моего царя по нем? Итак, оныя слова: Господь же восприят мя положены вместо сих: Ты же, Господи, восприял мя еси. Но и сии слова суть аллегорическия, или иносказательныя, которыми весьма прилично изображается Божие милосердие к человеку. Ибо Давид не в отроческом находился возрасте, когда писал сие, ниже требовал от родителей своих помощи, кои в тягость паче, нежели в помощь могли ему быть при тогдашних его обстоятельствах. Итак, разум слов сих есть следующий: я теперь подобен новорожденному младенцу, котораго отец и мать оставили без всякаго призрения лежащаго на земле, и преданнаго на произвол судьбы. Но Ты, Господи, тако мене брошеннаго и оставленнаго человеколюбно подимеши, и в недра Твои яко отец приимеши. В самом деле, ежели кто прилежнее разсудит о немощи естества человеческаго, тот никак отрещися не может, что мы весьма прилично уподобляемся младенцам, оставленным от родителей. Исаиа же о сей материи так разсуждал, что не младенцу, но птенцу ластовицы себя уподобил: яко птенец ластовицы, тако возопию (Ис. 38:14).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя

«Отец мой и мать моя оставили меня». Родственники Давида уклонялись от сношений с ним, так как Давид преследовался Саулом, как противник величества, как враг царя, и близость к нему даже со стороны родных Давида могла быть истолкована подозрительным Саулом как содействие ему в его мнимом восстании на царя.

Прот. Григорий Разумовский

Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя

Находясь в изгнании, в чужой земле (у филистимлян), в отдалении от родных и друзей, Давид представляет себя в положении беспомощного младенца, оставленного родителями, и вот, желая выразить это свое сиротство и одиночество и вместе с тем надежду на всесильное покровительство Господа, он говорит: хотя и всеми оставлен я, даже отец и мать, самые близкие мои, оставили меня; но я не оставлен Богом. Господь принял меня.

Объяснение священной книги псалмов.